История оставляет после себя множество материальных и нематериальных свидетельств, и именно по ним мы узнаем о прошлом. Развалины древних городов, кости вымерших животных, наскальные рисунки и устные предания, передающиеся из поколения в поколение, позволяют составить представление о том, какими были наша цивилизация и планета сотни и тысячи лет назад. Пожалуй, единственное, чего мы не можем сделать, это услышать звуки далекого прошлого.
Точнее, не могли до недавних пор, потому что благодаря анатомическим исследованиям и во многих случаях чудесам 3D-печати ученые и звукорежиссеры позволили мертвым людям, животным и инструментам оживать, чтобы современный мир мог их услышать.
Вымершие птицы
В мае 2019 года в Национальном музее Новой Зеландии Те Папа Тонгарева открылась выставка Те Тайао, где были представлены вымершие местные птицы, такие как орел Хааста и птица моа. Голоса этих давно вымерших птиц также были воссозданы благодаря усилиям сотрудников музея и звукорежиссеров Веллингтона.
Над голосом орла Хааста работал звукорежиссер Пирс Гилбертсон. Орел Хааста был примерно в два раза крупнее самой крупной современной птицы — гарпии. Он весил от 10 до 14 кг, а размах крыльев составлял около 2,6 м. Охотился орел в основном на других птиц, тех же самых моа или 18-килограммовых гигантских гусей.
Изначально Пирс Гилбертсон взял за основу крик орла Уолберга и, работая со звукорежиссером Крисом Уордом, уменьшил длину сигнала Уолберга, сохранив его частотный диапазон.
Древнеегипетский жрец
В январе 2020 года ученым удалось воссоздать голос 3000-летнего египетского жреца Несьямуна. Голосовые связки мумии хорошо сохранились, что было очень символично, так как на его гробнице выбито: «Несьямун, верный голос». Горло мумии отсканировали при помощи компьютерной томографии, а копия голосовых связок была напечатана на 3D-принтере. Затем ее прикрепили к динамику, подключенному к компьютеру, и он сгенерировал звук.
Пока что ученым удалось добиться от жреца только невразумительного «э-э», хотя, по словам доктора Дэвида Ховарда, специалиста по речи из Лондонского университета, звук был очень реалистичным.
Этци
Несьямун — не единственная мумия, которая умеет разговаривать. Вторая — Этци — ледяная мумия человека эпохи медного века возрастом около 5300 лет, обнаруженная в 1991 году в Эцтальских Альпах в Тироле.
Роландо Фюстес из больницы в Боланцо провел компьютерную томографию горла ледяного человека. Конечно, предпочтительнее было бы МРТ, но для этого пришлось бы перемещать мумию, а за тысячи лет, проведенные во льдах, Этци стал очень хрупким.
Компьютерная томография позволила виртуально восстановить подъязычную кость Этци, после чего ученые использовали различные программы и математические модели, чтобы воссоздать то, как мог звучать его голос. Так как ученые не знают, на каком языке говорил народ Этци, то мумия произносит только отдельные звуки.
Мамонт
В 2010 году французская художница Маргарита Юмо узнала о роботизированном рте, созданном исследователем Хидеюки Савадой. Устройство имело подвижные губы, гибкую трахею и легкие в виде баллона с воздухом. Видео, на котором рот поет колыбельную, разошлось по Интернету. Юмо пришла в голову идея сделать нечто подобное с вымершими животными.
Первой Юмо попыткой было восстановить голосовой аппарат Люси, известного австралопитека афарского, а потом воссоздала речевой тракт мамонта. Проконсультировавшись с экспертами, в том числе со специалистами по вокализации слонов, и профессором Бернаром Бигесом, который работал с сохранившимися мамонтами, Маргарита построила впечатляющий 6-метровый аппарат, имитирующий вокализацию вымершего млекопитающего. Голосовые аппараты мамонта были выставлены в Королевском колледже искусств в Лондоне в 2011 году.
Тираннозавр
В самом известном фильме про динозавров «Парк юрского периода» тираннозавры издают ужасающий рев. Но как они звучали на самом деле? Этим вопросом задался эколог Крис Пэкхем. С этой целью он связался с доктором Джулией Кларк, профессором палеонтологии позвоночных в Техасском университете.
За основу звука тираннозавра доктор Кларк взяла крики китайских крокодилов, а также зов евразийской выпи, увеличенной до размера тираннозавра. Также было проведено сканирование окаменелой черепной коробки тираннозавра, что позволило лучше понять слух животного. Ученые пришли к выводу, что тираннозавр мог слышать очень низкие частоты, возможно, даже ниже человеческого слухового диапазона. Так что его крик можно не только услышать, но и почувствовать кожей.
Акустика Стоунхенджа
Профессор археологии Тревор Кокс из Салфордского университета воспроизвел, какой была акустика в Стоунхендже в 2200 году до нашей эры, когда все его камни еще были на месте. Профессор создал копию Стоунхенджа в масштабе 1:12 при помощи 3D-принтера.
Ученый обнаружил, что, несмотря на то что памятник находился под открытым небом, акустика его была как в замкнутом пространстве. Звук неоднократно отражался от камней, и голоса внутри звучали сильнее. Эффект, вероятно, казался людям того времени весьма впечатляющим.
Античная греческая музыка
О музыке Древней Греции сохранилось множество документов. Но обилие информации об инструментах, нотах, гаммах не приближало ученых к пониманию того, как на самом деле она звучала. Оригинальные источники описывают музыку той эпохи в терминах, совершенно отличных от тех, к которым привык современный музыкант.
Профессор филологии из Оксфордского университета Арманд Д'Ангур попытался устранить путаницу. Он проанализировал папирус, найденный в 1892 году, который содержит часть припева из пьесы «Орест», написанной Еврипидом в 408 году до нашей эры. Описание на папирусе было странным, с использованием четвертьтоновых интервалов. Д'Ангур предположил, что эти четвертьтоновые интервалы работали как «проходные ноты», а сам припев был фактически тональным.
В 2016 году, после трех лет усилий, доктор Д'Ангур воссоздал музыку с папируса. Дополнительным подспорьем в его работе было воссоздание и воспроизведение нескольких хорошо сохранившихся образцов авлоса — довольно распространенного духового инструмента того времени. Это дало возможность лучше понять диапазон высоты тона древнегреческой музыки. В 2017 году произведение Еврипида было исполнено авлосом в сопровождении хора.