«Буревестник» — межконтинентальная ракета нового типа. Насколько можно судить по данным из открытых источников, у нее газотурбинный двигатель, газ для которого (воздух) нагревает ядерный реактор. Это значит, что запас хода у ракеты практически неограниченный. С технической точки зрения она способна годами летать вокруг земного шара. Износ частей ракеты наступит раньше, чем реактор выработает горючее.
1. «Буревестник» экологически корректен. Ну, почти — до взрыва боеголовки
Американцы давно называют «Буревестник»
Дело в том, что в «Буревестнике» установлен реактор на быстрых нейтронах. Это без вариантов, иначе невозможно было бы достичь компактности. Такой реактор сложнее обычного, на тепловых нейтронах, но намного эффективнее.
В процессе работы двигатель «Буревестника» не дает радиоактивных выбросов: он работает по замкнутому циклу, а первым контуром охлаждения в нем обычно служит натрий. Во время испытаний «Буревестника» иностранные службы мониторинга не отметили никаких выбросов радиоактивных изотопов. Если бы отметили, шум бы стоял страшный.
А еще при перегреве цепная реакция в таком агрегате останавливается сама из-за расширения топлива. Быстрые нейтроны просто перестают попадать в ядра урана.
И разрушение внешнего контура при перегреве тоже маловероятно.
Так почему Штаты так возмущаются? Тому есть причина.
2. США делали ракету с ядерным двигателем еще в 1960-х, но — «грязнyю»
Над экспериментальной ракетой под названием «Плутон» в США работали в 1964–1967 годах. Она должна была получиться огромной: одна только силовая установка, которую успели сделать, не на всякий грузовик уместилась бы. Зато — сверхзвуковой: максимальная скорость ожидалась в 2,8 Маха. Однако воздух у нее проходил прямо через активную зону, так что вынос радиации наружу был значительный, что даже делало испытания нежелательными. Кроме того, на подготовку реактора «Плутона» к запуску уходили часы. В общем, все решили, что ветвь тупиковая.
3. Ядерный двигатель «Буревестника»: реактор плюс газовая турбина
«Буревестник» — межконтинентальная ракета нового типа. Насколько можно судить по данным из открытых источников, у нее газотурбинный двигатель, газ для которого (воздух) нагревает ядерный реактор. Это значит, что запас хода у ракеты практически неограниченный. В принципе, реактор на быстрых нейтронах способен работать без дозаправки десятилетиями. С ним эффективность использования топлива вырастает на порядок — с 3 до 30%. А КПД может достигать 55%! Так что ракета с таким двигателем могла бы годами летать вокруг земного шара. Износ частей ракеты наступил бы раньше, чем реактор выработал горючее. Другое дело, что в этом нет смысла.
4. Слабое место «Буревестника» — дозвуковая скорость
Увы, «Буревестник» — ракета
5. Сильные стороны «Буревестника» — цена и компактность
Эксперты считают, что новая ракета
Это значит, что «Буревестников» можно сделать много. Настолько много, чтобы перекрыть возможности систем ПВО потенциального противника. И в отличие от обычных крылатых ракет большой дальности, которые требуют большого количества топлива, «Буревестники» компактны. Опять же они не требуют пусковых шахт, так что их можно разместить на огромном количестве скрытых площадок.
6. «Буревестник» — оружие возмездия
Атаковать противника с помощью большого количества дозвуковых ядерных ракет — дело вроде бы бессмысленное. Он все равно успеет запустить в ответ баллистические. А вот уже после обмена ударами баллистических ракет прилет тысячи «Буревестников» может нанести окончательный урон. Так что их рассматривают как элемент системы сдерживания.
7. Двигатель «Буревестника» — новый рубеж прогресса
Сейчас в мире есть два работающих реактора на быстрых нейтронах. Оба в России, на опытной Белозерской АЭС.
Были попытки применять реакторы такого типа на подводных лодках — и у нас, и в США. Дело не пошло, силовая установка была слишком капризной.
Есть проекты гражданских компактных АЭС на быстрых нейтронах, но