Покупатели выбирают автомобили глазами и кошельком — это маркетинговый факт. А еще люди в массе своей не любят выделяться. Идеально — выглядеть чуть лучше соседа, но все равно не бросаться в глаза. Однако всегда есть чудаки, нонконформисты и те, кто намеренно привлекает внимание. Они-то и покупали эти странные автомобили, по сравнению с которыми даже новая Hyundai Creta — Афродита. С другой стороны, некоторые машины из этой подборки так уродливы, что даже прекрасны.
Компакт-вэн Fiat Multipla выпускали с 1998 по 2004 год и умудрились продать более 200 тысяч штук. У автомобиля было три места впереди и три сзади, причем задние сиденья можно было вынимать и складывать, каждое по отдельности. Следующее поколение (2004-2011) было совершенно обычным внешне и продавалось примерно в два раза хуже.
Кроссовер Pontiac Aztek ты наверняка видел в сериале «Во все тяжкие». На нем ездил главный герой, и его машина говорила нам: вот парень, который махнул на себя рукой. При этом на ходу автомобиль был неплох, имел полноприводную версию, и моторами его комплектовали мощными — 3,4 л, 188 л.с. Однако продали в США с 2000 по 2007 год всего 120 000 штук.
Suzuki X-90: двухместное двухдверное купе со съемной крышей производили всего два года, с 1995-го по 1997-й. Сделали его на базе Suzuki Vitara, так что в плане техники все было неплохо. И парковаться на нем было удобно: длина составляла всего 3,7 м. Внешность машины неизменно привлекала внимание, только вот покупать ее почти никто не хотел.
AMC Pacer выпускали с 1975 по 1979 год. Он был задуман как компактный, но широкий автомобиль. Непонятно только, какую идею дизайнеры вкладывали в столь щедрое остекление кормы — чтобы солнце грело затылок? В первый год продаж модель даже пользовался популярностью, удалось продать около 150 000 штук. А потом американцы одумались…
Как ты можешь догадаться, конструкцию BMW Isetta разрабатывали не в Баварии. Немцы купили лицензию у итальянцев, поставили мотор помощнее — 13 л.с. вместо 9,5 — и производили эту двухместную машинку с 1955-го по 1964-й, продав около 160 000 штук.
Honda Insight — один из первых серийных гибридных автомобилей. И уж точно первый, вышедший на рынок США. Особенности кузова — кстати, алюминиевого — были продиктованы идеей экономичности: чем лучше аэродинамика, тем ниже расход топлива. Выпускали первый Insight с 1999 по 2006 год и продали 17 000 штук.
Peel P50 — самый маленький серийный автомобиль в мире. Он одноместный, длина 1340 мм, масса 59 кг. Сзади есть ручка, позволяющая приподнимать и разворачивать Peel P50. Это важно, поскольку задней передачи у него нет. Мощность двигателя — 4.2 л.с., максимальная скорость — 61 км/ч, если водитель не слишком упитанный. Производили эту будку с мотором в 1963–1964 годы, потом пытались возродить производство в 2010-м, но почему-то не вышло.
Lotus Europa похож на помесь «Порше» с катафалком, выпускали его с 1966-го по 1975-й. Это заднеприводной среднемоторный спорткар с полуторалитровым двигателем Renault. Весил он 610 кг, однако до сотни разгонялся не особо спортивно — за 9,3 секунды.
Три поколения трехколесного заднеприводного Reliant Robin производили в Великобритании почти 30 лет, с 1973 по 2002 год, и продали около 60 000 штук. Моторы были смешные, объемом с винную бутылку, разгон до сотни занимал около 14 секунд. Однако цена имела значение: стоил Robin около 10 000 фунтов. Этот автомобиль фигурирует в мультсериале про мистера Бина: главный герой на Mini регулярно пакостит его водителю.
Toyota Sera (1990-1995), построенная на агрегатах малолитражек, отличалась гильотинными дверями. Для серийного автомобиля это было крайне странное решение. А на самом деле на Toyota Sera японцы обкатывали новые технологии штамповки округлых кузовных панелей — это первая модель марки, выполненная в биодизайне. Ну и заодно опробовали тему с дверями.
Бренд Edsel стал синонимом слова «крах» в автомобильной отрасли. В 1958-м Генри Форд поручил своему сыну Эдселю создать люксовое подразделение концерна, и после серьезных вложений на свет появилось несколько моделей со странным вертикальным элементом вместо решетки радиатора. Edsel Corsair позиционировали как автомобиль будущего, но рынок к такому прорыву оказался не готов. Да и собраны машины были скверно, это даже на фото видно.
Фото: Legion Media, Getty Images