Ледокол «Арктика»
На самом деле существовала серия однотипных атомоходов, объединенных как «проект 10520 „Арктика“». Лишь самый первый из них нес на борту конкретно это название — «Арктика». А борт был колоссальный: длина 148 метров, ширина 30, высота 55 (как двадцатиэтажный дом). Первенец сошел со стапелей в 1972 году и не имел себе равных на всей планете. «Арктику» печатали на открытках, «Арктику» показывали в передачах о достижениях трудового народа, «Арктику» выпускали в виде сборной модели. Последний рейс «Арктика» совершила 21 августа 2008 года. Из судна пытались сделать музей, но, к сожалению, не срослось, и ядерного ветерана пустили на утилизацию.
Останкинская телебашня
Строилась семь лет, с 1960 по 1967 год. Когда была закончена, оказалась самым высоким строительным объектом в мире — 540 метров. Кстати, 35 метров нарастили по мере постройки, в изначальном проекте были обозначены скромные 505 метров. Редкий случай, когда творение советских инженеров оказалось не только рекордным, но и красивым — в СССР вечно жертвовали дизайном, отдавая приоритет экономии и функционалу. А вот в случае с телебашней все звезды сошлись воедино! Рекорд продержался немало, лишь в 1975 году нас побили канадцы со своей телебашенкой в Торонто.
Синхрофазотрон ОИЯИ
Страшная аббревиатура означает Объединенный институт ядерных исследований. Впрочем, в народе синхрофазотрон звали куда проще — дубнинский, ибо построен он был в 1957 году в подмосковном наукограде Дубна. Электромагнитный ускоритель частиц на момент запуска не имел себе равных по мощности, аппарат занимал огромный ангар, в центре которого находился магнит диаметром 60 метров.
Царь-бомба
Официальное секретное наименование — АН602. Разработка началась с целью получить самую мощную из существующих водородных авиабомб — с прицелом на то, что если испытания пройдут удачно, то будут наращивать мощность и дальше. Только этого не потребовалось. Тестовый подрыв 30 октября 1961 на Новой Земле наделал такого шороху, что даже военные поняли: пора сбавлять обороты. Взрыв высвободил мгновенную мощность в 58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте. Только представь себе: почти 60 миллионов тонн тротила в одной упаковке! С тех пор никто ничего подобного не создавал и даже не подумывал об этом.
Транспортный самолет Ан-225 «Мрия»
Еще одна штучная работа. Летающего титана построили в 1988 году ради конкретной задачи — перевозить крупногабаритные компоненты для космического многоразового корабля «Буран». Дело в том, что многие массивные детали просто не могли транспортировать через страну железной дорогой, они не пролезали в туннели. Разработка и постройка воздушного мегагрузовика обошлась Стране Советов в сумасшедшие 460 миллионов долларов. Зато он поднимал на борт 250 тонн почти любого груза. Ан-225 установил бешеное количество рекордов, не побитых по сей день. Самолет был сильно поврежден в ангаре в ходе СВО, однако сведения об утилизации опровергнуты, судьба его по сей день туманна.
Вертолет Ми-26
В Советском Союзе было особая тяга к громадным вертолетам для гражданских, научных, но в первую очередь для военных нужд. В 1980 году состоялся запуск серийного производства летательного аппарата Ми-26, который выпускается по сей день, оставаясь самым большим вертолетом планеты Земля. Диаметр винта — 32 метра, легко поднимает 20 тонн. Помимо экипажа может перевезти зараз 85 бойцов — почти в два раза больше, чем самый крутой автобус той эпохи — венгерский «Икарус».
Подводная лодка «Акула»
С 1980 по 1988 год Советский Союз спустил на воду шесть колоссальный атомных аппаратов класса 941 «Акула». Капитану Немо подобное и не снилось, настоящая подводная крепость: 173 метра длиной, 9 палуб-этажей, 160 душ экипажа, погружение до 500 метров и запас на полгода автономного плавания. Сколько это стоило денег, лучше даже не задумываться; более тысячи советских заводов, фабрик, институтов и бюро участвовали в постройке каждой субмарины. Как ни странно, но именно самая старая из «Акул» продержалась в океанах дольше всех и была списана 6 февраля 2023 года.
Кстати, не только Россия, но и бывшие республики Союза по сей день не перестают удивлять своими свершениями. Советуем прочесть про БелАЗ-75710 — наш самый большой в мире грузовик.