Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

6 русских народных вещей, которые на самом деле не русские и не народные

Некоторые из наших базовых явлений из серии «С чего начинается Родина» при ближайшем рассмотрении оказываются позаимствованными!

25 сентября 20234
6 русских народных вещей, которые на самом деле не русские и не народные
Источник:
Getty Images

Кто что изобрел — вопрос часто спорный. Вот, например, самовар: у китайцев было похожее устройство для супа, хого, но без краника. А у живших на территории Азербайджана три с половиной тысячи лет назад людей — глиняный горшок со сквозной трубой посередине. И у древних римлян была чаша с отделениями для жидкости и горячих углей. Все очень похоже на самовар, но — не самовар.

Или взять валенки. Пишут, что их прообраз — войлочные сапоги кочевников. Но нет, те сапоги мягкие, а нашим валенком, в принципе, можно забить человека насмерть. Особенно если он, валенок, новый, неразношенный. Однако есть кое-что, что точно придумали вне Руси. Или в России, но уже в XVIII–XIX веках.

Квас

Вот уж, казалось бы! Ан нет. Первое летописное упоминание кваса на Руси датировано 996 годом. Летопись сообщает, что новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Между тем Геродот упоминает напиток брожения под названием зифос, сделанный из хлебных корок, еще в V веке до нашей эры. Возможно, греки-то к нам квас и привезли — вместе с православием.

Матрешка

Насчет происхождения матрешки в Интернете немало споров, однако факты таковы. Матрешка появилась в России в 1890 году. Сделали ее мастер-игрушечник В.П. Звёздочкин и художник С.В. Малютин. В Китае же убирающихся друг в друга кукол делали еще около 1000 года нашей эры, откуда традиция перешла в Японию. Там семь фигурок изображали богов, а комплект назывался шичи-фуку-дзин (Shichi-fuku-jin).
Утешает лишь то, что наша матрешка гораздо популярнее, даже в Японии ее любят и ценят. Ну и по художественному уровню росписи матрешка на все свои шесть-восемь голов выше.

Ватник

Традиционная, казалось бы, одежда русских солдат, крестьян и заключенных придумана совсем не в России. И дело даже не в том, что станки для производства ваты изобрели немцы в 1870 году, а в том, что на Руси всегда хватало меха. Стеганая же одежда с наполнителем из войлока или конского волоса пришла к нам, вероятно, с монголами, в XIII веке. Хотя могла и раньше: в Византии были кафтаны с льняным наполнителем. Однако именно после XIII века у нас появились тегиляи, напоминающие по покрою кафтан с короткими рукавами и подбитые конским волосом или пенькой. Надо полагать, тогда и меха в обиходе стало поменьше в силу необходимости платить дань. Впрочем, именно тегиляи поддевали под доспех.

6 русских народных вещей, которые на самом деле не русские и не народные
На страже. Худ. Виктор Васнецов
Источник:
agefotostock

Остроконечный богатырский шлем

Это было разочарованием для нас самих. Ведь остроконечный шлем настолько, казалось бы, русский, богатырский, что с него даже буденовку делали, дабы подчеркнуть связь времен. Однако такие шлемы начали массово появляться на Руси только в XIII веке. А вот в Малой Азии, судя по сохранившимся изображениям, их начали использовать намного раньше.

Есть, правда, шлем из захоронения Черная Могила под Черниговом (Украина), который датирован X веком. Но он довольно странный, наверху у него не шип, а трубка, в которую, по-видимому, что-то вставлялось (конский хвост? волчий хвост? букет незабудок?). А на знаменитом шлеме, хранящемся в Оружейной палате Московского Кремля под инвентарным номером 4411, на чистом арабском языке написан аят Корана о даровании победы.

Известен же этот шлем тем, что его владельцем долго считали Александра Невского, а потом выяснили, что сделан он в Москве Никитой Давыдовым в 1621 году. Теперь это шлем царя Михаила Федоровича. Откуда арабский? Копировали узор восточного шлема? Загадка.

Ах да, и называли на Руси островерхие шлемы «ерихонскими шапками»…

«Во поле береза стояла»

Если начать копать под русские народные песни, выяснится, что все они сочинены довольно поздно и имеют авторов. Порой довольно неожиданных. Например, «Во поле береза стояла» написана в начале XIX века профессором русской словесности Казанского университета Нигматом Мисаиловичем Ибрагимовым.

Прекрасную, исконной русской тоской наполненную песню «Ямщик, не гони лошадей» в 1915 году сочинили Николай фон Риттер (слова) и Яков Фельдман (музыка).

А «старинная» русская народная песня «Ой, мороз, мороз» придумана в 1954 году Марией Уваровой. Популярность же она обрела в 1968-м, когда в фильме «Хозяин тайги» ее спел Валерий Золотухин.

Водка

От таких разочарований впору сесть и выпить водки. Она в нынешнем виде, на основе спирта ректификата, тоже появилась только в конце XIX века, вытеснив исконно русский крепкий напиток — хлебное вино, оно же горячее вино, оно же полугар.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения