Бывают такие интересные вопросы, ответы на которые мы хотим получить лишь в строго ограниченном временном промежутке. Допустим, в кинотеатре, во время просмотра условного «Пёрл-Харбора». Сидим и думаем: что за фигня? Самолет стреляет из пушек прямо через собственный пропеллер, и ни один снаряд не попадает в винт. Это как вообще?
Но фильм заканчивается. Мы забываем про этот отнюдь не праздный вопрос, так и не узнав ответа.
Итак, стрельба через пропеллер. Чтобы решить этот ребус, придется заглянуть лет на сто с хвостиком назад. Первая мировая война стала первым масштабным конфликтом, в котором активно участвовала авиация. Правда, поначалу у самолетов было весьма ограниченное применение, в основном их использовали для разведки.
Встречаясь же в воздухе, пилоты противоборствующих сторон могли лишь посылать друг другу ругательства и плевки, ну или показывать факи. Так было до тех пор, пока кто-то особенно смекалистый не догадался взять на борт пистолет. Потом кто-то совсем уж кровожадный захватил с собой ручной пулемет, и пошло-поехало…
Пилоты быстро поняли: попасть во врага, что называется, с руки, очень трудно, почти невозможно. При этом технологии того времени еще не позволяли разместить пулеметы в крыльях: не были отработаны системы дистанционного управления. Логичнее вести огонь из курсовых пулеметов, расположенных рядом с кокпитом на одной оси движения с самолетом. Но так пули, прежде чем попасть во врага, в щепы разнесут пропеллер, закончив бой на первой же очереди. Как быть? Что делать?
Решение придумал французский летчик Ролан Гарро (у нас его чаще называют Ролан Гаррос; теннисный турнир во Франции, кстати, назван в его честь). Он снабдил пропеллер мощными металлическими отражателями, попадая в которые пули рикошетили в сторону. Получилось! Конечно, часть боеприпасов расходовалась вхолостую, да и сам пропеллер стал намного тяжелее. Тем не менее эффект от нововведения стал виден сразу: самолет превратился в самолет-истребитель.
Но недолго музыка играла. Во время одного боевого вылета самолет Ролана, подбитый с земли, приземлился на вражеской территории. Летчик попал в плен, а уникальный пропеллер с отражателями — в руки Антона Фоккера, голландского инженера, работавшего на немцев. Известный авиаконструктор и сам уже разрабатывал систему для ведения огня через пропеллер. Осмотрев конструкцию Гарроса, он понял, что его синхронизатор — гораздо более изощренное приспособление.
Фоккер не стал надеяться на отражатель, он сконструировал изящный и эффективный кулачковый механизм, который один раз за вращение «выключал» гашетку при прохождении пропеллера в определенной точке. Синхронизатор требовал точной настройки уже будучи установленным на самолет, но стал примером для всеобщего подражания и полностью изменил правила воздушного боя.
Если еще остались вопросы, взгляни на это видео. С отметки 40 секунд понятно, как работает кулачок синхронизатора.