15. Everlast, «White Trash Beautiful», 2004
Да, это не 100% хип-хоп — скорее, хип-хоп фантазии на почве блюза и кантри. Однако бывший фронтмен House of Pain Эверласт — точка входа для многих из тех, кто начинали слушать рэп в сороковник с плюсом. Да и в семьдесят не поздно!
14. Kwan, «Dynasty», 2001
Финский, но не по-северному жаркий и подвижный хип-хоп. Жутко популярный на своей родине коллектив («Dynasty» стал там платиновым альбомом), но на международной арене почти никем не замеченный. MAXIM исправляет это недоразумение.
13. Bloodhound Gang, «Use Your Fingers», 1995
Дебютная пластинка-безделушка от музыкальных клоунов из Пенсильвании. Почти никакого альтернативного рока — сплошной хип-хоп и пара панковых пьяных номеров. Идеальная пластинка для вечеринки с имбецилами.
12. Danny Brown, «Atrocity Exhibition», 2016
Лютый абстрактный хип-хоп. Не всякий прог-рокер похвастает такими ходами и остротой мышления, как у музыканта из Детройта Дэниела Сьюэлла, который и выпускает записи под псевдонимом Danny Brown.
11. Eric B. & Rakim, «Paid in Full», 1987
Рэперы из Нью-Йорка древнейшего поколения. Первый альбом Эрика и Ракима был выпущен в 1987 году, и это одна из самых влиятельных пластинок в истории жанра, пусть даже не столь всенародно раскрученная, как работы Beastie Boys, Run-D.M.C. и Public Enemy. По саунду это, конечно, стопудовый хардкорный олдскульный Нью-Йорк — этот дуэт во многом ответствен за создание стиля. Считается также, что именно они принесли в рэп так называемую среднюю рифму — рифмование строк не по последнему, а по срединному слову.
10. Cypress Hill, «Black Sunday», 1993
Калифорнийцы Cypress Hill славны тем, что стали первыми латиносами, которые смогли записать платиновый рэп-альбом. «Black Sunday» — их второй лонгплей, бойкий, ритмичный и местами даже мелодичный. Если тебя не бесят писклявые вокалы, дай ему шанс, недаром в девяностые Cypress Hill отлично разлетался на кассетах даже в российских границах.
9. Oxxxymiron (признан в РФ иноагентом по решению Минюста), «Вечный жид», 2011
Изначально в хип-хоп-кругах Мирон Фёдоров прославился как российский первопроходец грайма. В далеком 2011-м это было столь модно, что мы боялись: Мирон на этой моде долго не протянет. Однако же нет, он полон энергии, протеста, и уже три альбома в кармане.
8. De La Soul, «3 Feet High and Rising», 1989
Позитивный и плясовой нью-йоркский рэп старой школы. Совершенно безобидная и очень красочная пластинка, неспособная оскорбить кого бы то ни было и уж тем более испортить настроение. За добродушие De La Soul прозвали «рэповыми хиппи». При этом, несмотря на внешнюю простоту, их музыка обладает хитроумием и изобретательностью, что слышно уже на первом диске 1989 года.
7. Run-D.M.C., «Raising Hell», 1986
Про пионеров… да каких там пионеров! Про пионервожатых хип-хоп-движения Run-D.M.C. вряд ли можно сообщить что-то свежее и удивительное. Ты и сам прекрасно знаешь, что их третий альбом «Raising Hell» пилили до дыр даже волосатые неизлечимые хеви-металлисты восьмидесятых.
6. Ghostpoet, «Shedding Skin», 2015
Лондонец с залихватским именем Обаро Эджимиве монотонно начитывает печальный рэп под модный, почти инди-роковый атмосферный бит. Красиво, элегантно и вселяет надежду в светлое будущее хип-хопа.
5. Dälek, «Absence», 2005
Самый тяжелый (и это еще мягко говоря) для восприятия альбом из этого списка. Но он стоит того, чтобы помучить себя хотя бы разок. Dälek — усугублено-экспериментальное трио из Нью-Джерси, исповедующее суровые формы хип-хопа с индустриальным шумом. Для знакомства с таким непростым явлением, как андеграундный абстрактный хип-хоп, альбом «Absence» — идеальная стартовая точка.
4. Action Bronson, «Mr. Wonderful», 2015
Колоритный мордоворот из Нью-Йорка с очень неглупыми и порой неожиданными музыкальными ходами. У Ариана Асллани (его настоящее имя) было явно трудное детство: отец — мусульманин-албанец, а мать — нью-йоркская еврейка. Из такой семьи только три пути: сумасшедший дом, наркокартель или хип-хоп.
3. OutKast, «Speakerboxxx/The Love Below», 2003
Когда хип-хоп-дуэт из Атланты OutKast выпускал свой пятый альбом, критики наперебой сравнивали его с «Белым альбомом» The Beatles. Ну еще бы, два конкурирующих автора в одной группе (как Леннон и Маккартни) пишут двойной альбом, находясь на самой макушке вершины славы. Да еще поразительно разнообразный: на «Speakerboxxx / The Love Below», кажется, продемонстрированы все достижения черной музыкальной культуры — от джаза до неосоула.
2. Beastie Boys, «Ill Communication», 1994
По уму можно было сюда вставить любой из первых пяти лонгплеев Beastie Boys, будь то «Licensed to Ill», «Paul's Boutiqu», «Check Your Head» или «Hello Nasty». Тут очень трудно ошибиться, ведь Beastie Boys в глубине души всегда были настоящей рок-группой — достаточно вспомнить, что их карьера начиналась с хардкор-панка. В 1983-м чисто прикола ради «зверские мальчики» накатали плясовой трек «Cooky Pass» со скретчами и семплами, и почему-то у продвинутого нью-йорского народа это хорошо покатило. Пришлось переучиваться на рэперов.
1. Ice Cube, «Death Certificate», 1991
Неубиваемая, пуленепробиваемая классика гангста-рэпа. Впрочем, то же самое можно сказать и о предыдущем альбоме выходца из калифорнийской группы NWA по кличке Айс Кьюб — «AmeriKKKa's Most Wanted». Это такие две пластинки, ради которых хочется купить белый кадиллак с гигантским многотонным сабвуфером. И больше ничего от жизни не надо.