Каждый, кто хоть раз видел, что случается с деревом, в который ударила молния, вероятно, задавался логичным вопросом: ну а если бахнет, например, прямо в самолет? Картинка рисуется так себе.
Достаточно заглянуть в Википедию, чтобы вспомнить: сила тока в разряде молнии может достигать 500 тысяч ампер, а напряжение — до миллиарда вольт! А ведь самолеты сделаны из металла, а это отличный проводник. И в отличие от деревьев они не всегда стоят на Земле, а чаще порхают в небе. В общем, да, рецепт катастрофы как будто налицо. Неудивительно, что число аэрофобов не снижается.
Некоторые тешат себя мыслью: мол, попадание молнии в самолет — дело настолько редкое, что вероятность этого не превышает шанса выиграть в лотерею. Должны тебя разочаровать. Любой профессиональный пилот подтвердит: в среднем каждый пассажирский лайнер переживает как минимум одно попадание молнии в год. Бывает и больше.
Ну что, теперь стало по-настоящему страшно? Ладно, давай успокаиваться вместе. Для начала вот тебе оптимистическая статистика. Последний раз самолет разбился из-за попадания молнии аж 58 лет назад. В декабре 1963-го новенький «Боинг-707» авиакомпании Pan Am, по сути, взорвался в воздухе: разряд молнии вызвал детонацию паров топлива. Дальше, наверное, можно не рассказывать.
Именно из-за той трагедии «молниеустойчивость» самолетов была полностью пересмотрена. Изначально в конструкции того же «Боинг-707» этому вопросу вообще не уделяли внимания. Все последующие самолеты и в особенности их топливная система уже на стадии постройки проверяются на защиту от молнии. Сегодня детонация паров топлива исключена, а топливные баки способны выдержать даже прямое попадание разряда.
Окей, с этим разобрались. Но ведь электрический разряд такой силы способен убить и без всякого взрыва паров керосина, не так ли? Представь себе, нет. Двинуть кони, случайно сунув пальцы в розетку, гораздо реальнее, чем погибнуть от молнии, находясь на борту воздушного судна. Дело в том, что самолет, как, впрочем, и автомобиль, с точки зрения физики представляет собой так называемую клетку Фарадея. Проще говоря, электрическое поле действует на внешнюю сторону клетки (в нашем случае фюзеляж) и не оказывает никакого влияния на предметы внутри. Даже если эти предметы — люди.
Ну и последнее. Несмотря на надежную защиту самолета и клятвенные заверения, что ничего не должно случиться, летчики все равно стараются не залетать в грозу. Это прямо «мастхэв» летных инструкций. Правда, опасаются пилоты не столько молний, сколько зон высокой турбулентности — спутников грозовых облаков.