Мы можем сколько угодно рассуждать о том, что раньше люди были здоровее, ели свои натуральные продукты без ГМО, болезней не знали, никаких таблеток не принимали и жили до ста лет. Но все это будет неправдой. Человечество стало здоровее, выше, сильнее лишь во второй половине XX века — благодаря достижениям медицины и науки.
Каких-то сто лет назад человеческая жизнь не только не представляла ту ценность, которую она представляет в начале нынешнего века, но и была хрупка и ранима. И особенно на этой ранимости отыгрывался туберкулез, который ты встречал тысячи раз в художественной литературе под романтичным названием «чахотка».
Туберкулез преследовал бедных и богатых, глупых и умных, здоровых и больных. В одной только Российской империи в конце XIX века от туберкулеза умирал каждый десятый. Правда, эта печальная статистика относилась преимущественно к городам. (В деревнях умирали оттого, что пьяная корова придавила. Мы описывали такой быт в статье Гроздья репы: Россия, которую мы никак не потеряем.)
Лишь в 1940-е годы был отрыт антибиотик, эффективно боровшийся с туберкулезом. А до этого буквально все средства были хороши. Одним из таких средств стали популярные между двумя мировыми войнами «лесные школы», или «школы на открытом воздухе».
Свежий воздух считался лучшей профилактикой туберкулеза. Кроме того, он закалял детей, помогал им укрепить иммунитет и противостоять страшной болезни. «А если самое полезно для детей — это свежий воздух, зачем вообще загонять их в помещения?» — рассудили педиатры. Так началась мода на школы без стен.
Первые «лесные школы» появились в Европе: Германии, Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии, Италии, Франции, Венгрии и Швеции. Обычно такие школы располагались подальше от оживленных улиц и промышленных производств, а в идеале, конечно, в лесу, на свежем воздухе. Некоторые школы были дневными, некоторые работали как пансионаты, тогда дети и спали на свежем воздухе.
Справедливости ради стоит сказать, что не всегда дети училились на улице. Иногда, чтобы назваться «школой на открытом воздухе», учителям было достаточно распахнуть настежь окна. А порой к делу подключались архитекторы — например, датчанин Ян Дукер, построивший школу с террасами вместо классов.
Особенно мода на «лесные школы» полюбилась англичанам: к началу Второй мировой войны на острове были 93 дневные школы на открытом воздухе и 53 лесные школы-пансионаты.
С изобретением антибиотика от туберкулеза детей перестали мучить свежим воздухом в непрерывном режиме. Но все мы знакомы с последствиями деятельности «лесных школ»: постоянные проветривания классов как раз оттуда.
А вот и 12 фотографий типичных школ на открытом воздухе первой половины XX века.
И это не единственный случай, когда на помощь медицине приходит изобретательность: узнай, зачем в Германии существуют поддельные автобусные остановки!