Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен

Глубоководный аппарат с туристами на борту, исчезнувший на месте гибели «Титаника», просто обязан был утонуть рано или поздно. При всем уважении к его последнему экипажу.

22 июня 202323

Глубоководный обитаемый аппарат — одновременно и сложное дорогое устройство, и игрушка в руках стихии. Возможно, мы согласились бы на погружение, если бы нам заплатили 250 000 долларов. Но только не на «Титане». И вот почему.

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен

Первое и главное, что требуется от такого устройства, — способность выдерживать огромное давление. Самые крутые современные подлодки погружаются на глубину до 480 м, а тут — 3800! Именно на такой отметке лежат останки «Титаника».

У большинства исследовательских глубоководных аппаратов в основе конструкции толстые титановые сферы, одна или несколько. У «Титана» корпус был модный, из углепластика. И как раз вокруг этого факта в свое время разгорелся громкий скандал. Подводные туристы просто не могли о нем не слышать.

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен

Зануд не держим!

Основатель компании Ocean Gate Стоктон Раш в свое время заявлял, что не будет нанимать 50-летних белых парней, потому что хочет, чтобы его команда работала вдохновенно. Пусть конкуренты берут на работу отставных офицеров-подводников! Проще научить 25-летнего парня с огнем в глазах управлять сложной техникой, чем добиться энтузиазма от взрослого дядьки, привыкшего прикрывать задницу инструкциями.

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен
Стоктон Раш, любивший нанимать молодых и вдохновенных сотрудников. Скорее всего, погибший на «Титане»

Тем не менее он все же нанял одного 50-летнего белого парня — Дэвида Локриджа. На позицию директора по морским операциям. И тот немедленно начал разрушать атмосферу вдохновенности. Локридж заявил, что углепластик — материал, склонный накапливать напряжение и потому способный треснуть в самый неожиданный момент. Продолжать эксплуатацию «Титана» можно только после серьезной проверки с помощью систем неразрушающего контроля. Углепластик корпуса, сделанного компанией Spencer Composites, даже внешне выглядел неидеально: в нем Локридж увидел микротрещины.

Сэкономили на форточках

Однако Стоктон Раш считал это блажью, поскольку проверка стоила дорого, а «Титан» имел систему акустического контроля за состоянием корпуса. Работала она так: датчики улавливали мельчайшие звуки на корпусе и должны были заранее предупредить пилота об опасности разрушения оболочки. Доводы о том, что углепластик накапливает напряжение и потому пилот получит сигнал об опасности за миллисекунду до ее возникновения, Раша не убеждали.

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен
Дэвид Локридж, неромантичный любитель безопасности. Надо сказать, что комментировать трагедию он отказался. Благородный мужчина
Источник:
OceanGate

Отчет Локриджа говорил о том, что эксплуатировать «Титан» без проверки нельзя. Кроме того, в нем нашлись и другие интересные факты. Например, смотровое окно глубоководного аппарата было сертифицировано производителем только для погружения на 1300 м. Другое, одобренное для глубин до 4000 м, стоило бы существенно дороже…

В общем, в 2018 году 50-летнего белого парня, далекого от романтики, уволили и пытались засудить за то, что он слил информацию о небезопасности «Титана» прессе и Управлению по охране труда и здоровья (OSHA). Впрочем, процесс прекратили по соглашению сторон.

Что случилось с «Титаном»

Чисто теоретически через 24 часа после начала погружения аппарат должен был автоматически отсоединить платформу с балластом и всплыть. Не говоря уж про то, что ее можно сбросить и принудительно, с помощью насоса или раскачки подводного судна. Однако до сих пор «Титан» не всплыл. Почему? Возможно, треснул корпус от давления или небольшого удара о твердый предмет. При накопившихся в материале механических напряжениях это возможно. А еще глубоководные аппараты часто запутываются в старых рыболовных сетях или тралах. Научные аппараты имеют системы распознавания сетей — ультразвуковой радар и продвинутую систему идентификации. И, конечно, сетерезки. Имел ли такое оборудование «Титан»? Нет информации. Скорее всего, не имел.

Почему глубоководный аппарат «Титан» был обречен

Однако, учитывая, что связь с глубоководным аппаратом резко пропала через 1 ч 45 мин после начала погружения, скорее всего, случилось первое. Можно предположить проблему с электрикой и даже пожар на борту, тем более что в отчете Локриджа был параграф и о легковоспламеняющихся материалах внутри обитаемой капсулы. Но тогда бы «Титан» автоматически всплыл: держащие грузы тросы разлагаются за 24 часа.

P.S. «Титан» — ни в коем случае не батискаф. Батискафами называют аппараты с поплавками, наполненными бензином. Такие давно перестали строить. Корректный термин для «Титана» — глубоководный аппарат.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения