Глубоководный обитаемый аппарат — одновременно и сложное дорогое устройство, и игрушка в руках стихии. Возможно, мы согласились бы на погружение, если бы нам заплатили 250 000 долларов. Но только не на «Титане». И вот почему.
Первое и главное, что требуется от такого устройства, — способность выдерживать огромное давление. Самые крутые современные подлодки погружаются на глубину до 480 м, а тут — 3800! Именно на такой отметке лежат останки «Титаника».
У большинства исследовательских глубоководных аппаратов в основе конструкции толстые титановые сферы, одна или несколько. У «Титана» корпус был модный, из углепластика. И как раз вокруг этого факта в свое время разгорелся громкий скандал. Подводные туристы просто не могли о нем не слышать.
Зануд не держим!
Основатель компании Ocean Gate Стоктон Раш в свое время заявлял, что не будет нанимать 50-летних белых парней, потому что хочет, чтобы его команда работала вдохновенно. Пусть конкуренты берут на работу отставных офицеров-подводников! Проще научить 25-летнего парня с огнем в глазах управлять сложной техникой, чем добиться энтузиазма от взрослого дядьки, привыкшего прикрывать задницу инструкциями.
Тем не менее он все же нанял одного 50-летнего белого парня — Дэвида Локриджа. На позицию директора по морским операциям. И тот немедленно начал разрушать атмосферу вдохновенности. Локридж заявил, что углепластик — материал, склонный накапливать напряжение и потому способный треснуть в самый неожиданный момент. Продолжать эксплуатацию «Титана» можно только после серьезной проверки с помощью систем неразрушающего контроля. Углепластик корпуса, сделанного компанией Spencer Composites, даже внешне выглядел неидеально: в нем Локридж увидел микротрещины.
Сэкономили на форточках
Однако Стоктон Раш считал это блажью, поскольку проверка стоила дорого, а «Титан» имел систему акустического контроля за состоянием корпуса. Работала она так: датчики улавливали мельчайшие звуки на корпусе и должны были заранее предупредить пилота об опасности разрушения оболочки. Доводы о том, что углепластик накапливает напряжение и потому пилот получит сигнал об опасности за миллисекунду до ее возникновения, Раша не убеждали.
Отчет Локриджа говорил о том, что эксплуатировать «Титан» без проверки нельзя. Кроме того, в нем нашлись и другие интересные факты. Например, смотровое окно глубоководного аппарата было сертифицировано производителем только для погружения на 1300 м. Другое, одобренное для глубин до 4000 м, стоило бы существенно дороже…
В общем, в 2018 году 50-летнего белого парня, далекого от романтики, уволили и пытались засудить за то, что он слил информацию о небезопасности «Титана» прессе и Управлению по охране труда и здоровья (OSHA). Впрочем, процесс прекратили по соглашению сторон.
Что случилось с «Титаном»
Чисто теоретически через 24 часа после начала погружения аппарат должен был автоматически отсоединить платформу с балластом и всплыть. Не говоря уж про то, что ее можно сбросить и принудительно, с помощью насоса или раскачки подводного судна. Однако до сих пор «Титан» не всплыл. Почему? Возможно, треснул корпус от давления или небольшого удара о твердый предмет. При накопившихся в материале механических напряжениях это возможно. А еще глубоководные аппараты часто запутываются в старых рыболовных сетях или тралах. Научные аппараты имеют системы распознавания сетей — ультразвуковой радар и продвинутую систему идентификации. И, конечно, сетерезки. Имел ли такое оборудование «Титан»? Нет информации. Скорее всего, не имел.
Однако, учитывая, что связь с глубоководным аппаратом резко пропала через 1 ч 45 мин после начала погружения, скорее всего, случилось первое. Можно предположить проблему с электрикой и даже пожар на борту, тем более что в отчете Локриджа был параграф и о легковоспламеняющихся материалах внутри обитаемой капсулы. Но тогда бы «Титан» автоматически всплыл: держащие грузы тросы разлагаются за 24 часа.
P.S. «Титан» — ни в коем случае не батискаф. Батискафами называют аппараты с поплавками, наполненными бензином. Такие давно перестали строить. Корректный термин для «Титана» — глубоководный аппарат.