10. Губка-дом — квадратные штаны
Антигерой соцсетей и архитектурных форумов — общежитие в знаменитом Массачусетском технологическом институте в пригороде Бостона. Студенты, живущие в корпусе Симмонса, возведенном в начале 2000-х по проекту Стивена Холла, вслух и даже в официальной переписке называют здание «sponge» — «губка для мытья посуды».
От такого прозвища не отмоешься! Архитектор негодует: и чем они недовольны? Ведь кампус спроектирован таким образом, чтобы отказаться от общих санузлов. Там есть прачечная, фотолаборатория и даже ночной клуб. Пользователи и не спорят.
Нападки вызывает внешний вид здания, похожий на губку благодаря фасадам из металлических панелей с мелкой разбивкой окон. Архитектор наивно предполагал, что будет считываться образ перфокарты, а ночью — из-за разноцветной подсветки — кубик Рубика. Уродуют дом и вставки из стекла в виде асимметричных «заплат». В таком общежитии студентам и пиво, и секс поперек горла встают — приходится готовиться к сессии.
9. Очень мэрское здание
Еще один бостонский «фаворит» Интернета. Видимо, у бостонской ячейки масонов выдающийся наркодилер. Взгляни на главное здание города. Мэрию строили в конце 1960-х, выбирали из двухсот с лишним конкурсных проектов. Уже тогда сооружение казалось горожанам настолько уродливым, что они строчили петиции властям, требуя остановить строительство, отказаться от объекта и снести незаконченную ратушу.
Постройку в стиле брутализм, топовом тогда и унижаемом теперь, сравнивали с перевернутым свадебным тортом, называли плевком в лицо города, разрушающим его архитектурный ландшафт. Особенно раздражали колонны, многие из которых свисают вниз, в пустоту. Здание возвели на главной площади, из-за непродуманности оно получилось чем-то вроде воронки, вокруг которой всегда ветрено, из-за чего площадь пустует: люди предпочитают обходить мэрию стороной.
Критики указывали и на этот факт, говоря, что смысл градостроительных объектов в том, чтобы объединять вокруг себя общину, а не распугивать ее. Все же ратушу достроили и используют по назначению до сих пор. С другой стороны, если бы не такое, кто бы в мире знал, что в Бостоне вообще есть мэрия?
8. Ужасы нашего городка
Главный дизайн-блогер страны Илья Варламов* составил свой топ-100 архитектурных уродцев России. В ролике на канале YouTube он в течение часа доходчиво объясняет, чем те ему не угодили.
В «Параде уродов» Варламова — цитируем автора — сплошь «бездарные постройки, которые оскверняют собой наши города». А ведь русский город не так уж и просто осквернить, он сам кого хочет осквернит.
* Варламов признан иноагентом по решению Минюста
На первое место Илья поставил многофункциональный спортивный комплекс «Саранск Арена», назвав его самым страшным зданием страны. И это при живом-то доме-корабле на Тульской в Москве!
Комплекс, водруженный на центральной площади Саранска, критик называет недоразумением, эталоном дурного вкуса и венцом плохой архитектуры родом из наших дней. Здание, вмещающее ледовую арену и несколько спортивных площадок, достроено, но еще не открыто, запуск переносили уже не раз, теперь он запланирован на будущий год.
Красно-белое здание с выносами крыши в виде козырьков напоминает критику полицейскую фуражку. Поначалу же Илья и вовсе принял его за неразобранный цирк-шапито. Однако не все потеряно. Еще есть время перекрасить фасад под гжель!
7. Бегите, купцы!
Едкие языки говорят, что со смертью Юрия Лужкова ушла целая эпоха. Одним из ее антипамятников стал ТЦ «Наутилус» на Никольской. По мнению главного отечественного архитектурного критика Григория Ревзина, это самая уродливая постройка столицы.
Немудрено, ведь наутилус — головоногое, вот и здание тоже. С небольшой примесью утконоса.
Торговый центр (кстати, один из первых в столице, пионер жанра) построили в 1999-м по проекту архитектора и крупного чиновника Алексея Воронцова. Уродцем дом называли с самого начала. Сначала Ревзин в «Коммерсанте», затем РИА «Новости», которые сделали рейтинг всего некрасивого в столице, открыв его «Наутилусом». Подвел постмодернизм по-русски: странное нагромождение объемов, которое даже не назовешь компоновкой, в сочетании с модными тогда и безвкусными сейчас металлоконструкциями и панорамным остеклением.
В последние годы ТЦ стоял полупустым, большая часть арендаторов съехала, но недавно его перепродали. Что будет с мутантом дальше, пока неизвестно. Новостные СМИ пишут, что стоил объект скромно — во многом из-за того, что нуждается в кардинальной реконструкции. Мы бы его в ДНР отправили с гуманитарной помощью.
6. Осторожно, постмодерн!
При одном только взгляде на этот дом-попугай нас начинает укачивать. По версии главного журнала США о путешествиях Travel + Leisure, самое уродливое здание страны — муниципалитет орегонского Портленда, построенный в начале 1980-х.
Архитектор Майкл Грейвс работал в модном тогда стиле постмодернизм, используя приемы и мотивы из разных эпох. Слишком маленькие окна уподобляют здание тюрьме. Эклектичный декор лишает образ целостности. На фасадах мутно-зеленая керамическая плитка, как в бассейнах, чередуется со вставками синего стекла. «То ли офис, то ли детский сад!» — бушуют эксперты.
Безликость интерьера также не добавляет Портленду очков. Грейвс не забыл и античность, украсив постройку дичайшими пилястрами, то есть выступами у колонн. Критики соглашаются, что это самое ненавистное общественности здание США. Зато туда наверняка пускают в сандалиях с носками.
5. Творческий штопор
В прошлом году самый известный международный журнал об архитектуре Architectural Digest составил рейтинг уродливейших небоскребов мира.
Его возглавила высотка из Панамы F& F Tower, сделанная в виде спирали из стекла и стали. Как если бы взяли привычный нью-йоркский небоскреб с Уолл-стрит и стали вращать его вокруг собственной оси. Здание построили в 2011 году.
Интерьер — офисный безликий опенспейс, у сотрудников которого, по слухам, развивается косоглазие. Ведь когда ты хочешь посмотреть в окно, довольно сложно определить, где оно: закрученный фасад дезориентирует. Особенно если находишься на высоте больше 200 метров.
Довершает эффект то, что спираль водружена на базу в виде куба и увенчана шпилем, так что при взгляде со стороны кажется, что башня заваливается… А вот на это мы бы, пожалуй, смотрели вечно!
4. Викторианский стыд
В 2006 году в Англии появилась первая архитектурная антипремия страны The Carbuncle Cup. Один из последних лауреатов — офисное здание Nova Victoria в Лондоне.
Проект раскритиковали за несоответствие историческому окружению (почти дверь в дверь — Букингемский дворец). Странная конструкция мешает считывать этажность, а «шпили», которыми обрывается здание, делают его не просто плохой, а назойливо-неприятной архитектурой. Угловатые формы и вовсе записали в «пьяную», пошатывающуюся архитектуру. В общем, стыдоба, позорнее Брексита.
3. Безбашенная башня
Не все здания-уродцы комплексуют по поводу своей внешности. Некоторые выставляют себя напоказ и видны из всех мест города. Самое страшное здание Восточной Европы, по версии The Daily Telegraph, бодипозитивная телевизионная башня «Жижков» в Праге. Жители города тоже так считают.
Конструкция состоит из трех столбов, связанных на разных уровнях тремя горизонтальными секциями, в которых помимо телецентра находятся гостиница, ресторан и несколько смотровых, куда за плату может попасть любой желающий.
Башню построили в 1992 году, долгое время она оставалась самой высокой в Праге и довлела над городским ландшафтом. Критики сочли конструкцию несогласованной, а образ противоречивым (им она напомнила автомат Калашникова). На рубеже веков башню украсили современной скульптурой — вышло только хуже. По столбам «ползут» бронзовые младенцы, созданные модным чешским скульптором Давидом Черны.
Черные фигуры с провалами вместо лиц (так автор протестует против абортов, пропагандируемых, по его мнению, телевидением) как будто родом из дешевого хоррора. Иначе как монстром, пожирающим умы и души, теперь башню «Жижков» не зовут.
2. Lego из одуванчиков
Охотники за уродцами из The Daily Telegraph обнаружили здание Национальной библиотеки в Приштине (Косово) и поведали миру об этом злодеянии.
Облик постройки начала 1980-х годов должен был олицетворять собой возрождение региона. Фасады армированы металлической сеткой наподобие тюремной: она должна напоминать о военном времени. Сквозь нее, по замыслу автора проекта, хорватского архитектора Андрея Мутняковича, к свету пробиваются «одуванчики» — купола из молочно-белого стекла, освещающие читальные залы. Куполов аж 99, расположены они на разных уровнях.
Здание похоже на конструктор Lego, кое-как составленный из бетонных блоков. Предполагалось, что объект будет символизировать стремление к знаниям и соединит в себе архитектурные традиции христианского и мусульманского миров.
В итоге получился вымученный образ, только провоцирующий политические споры. А за металлические «забрала» фасадов здание и вовсе прозвали архитектурным монстром в стиле Ганнибала Лектера.
1. Миланский позор
Самое уродливое здание мира находится в столице моды. А где же еще!
Им стала башня «Торре Веласка» — один из первых послевоенных небоскребов Милана. И The Daily Telegraph, и ряд изданий уже внутри страны (вроде Corriere della Sera) нарекли «Торре Веласка» главной архитектурной нелепицей планеты. Строили башню на пятачке, образовавшемся после бомбежки союзников по центру города. Отсюда и форма здания: втиснутое в площадку, оно расширяется кверху. Контуры конуры отсылали к средневековой архитектуре и должны были перекликаться, в частности, с башнями Кастелло Сфорцеско, всамделишного замка, главной после Дуомо достопримечательности Милана.
Вот только выстроили «Торре Веласка» из бетона и вознесли на 106-метровую высоту, что в конечном счете постройку и подвело: она тяжеловесна и неуклюжа. Все упреки модернизму можно смело бросить ей в лицо. Даже коренные миланцы за глаза называют ее «поганкой» и считают, что она мешает любоваться панорамой города из любой его точки. Теперь несложно догадаться, из какого дома самый лучший вид на Милан. Из этого! Так что сносить его ни в коем случае нельзя.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru, Getty Images, ТАСС