Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Есть такая почти наука — криптозоология. Люди, увлеченные этой чудной отраслью знания, занимаются поисками полумифических животных. Про чупакабру и лох-несское чудовище ты, конечно, слышал, а вот про каменную жабу и других — вряд ли.

16 апреля 202320
Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Настоящие зоо­логи взирают на криптозоологов снисходительно, так как им чудес и без мифологических страшилищ хватает. Но, к сожалению, только узкий круг профессионалов сможет восхитить открытие нового вида коловратки с пятью псевдоподиями вместо одного членика, а вот если разыскать какого-нибудь убивающего взглядом олгоя-хорхоя, то все читатели воскресных газет в экстазе подавятся своим кофе. Поэтому зоологи считают криптозоологов шутами и шарлатанами. А те, в свою очередь, полагают официальную науку самонадеянной дурой, которая не распознала бы чудо, даже если бы обнаружила его у себя в декольте.

Впрочем, научным свидетельствам криптозоологи доверять все же готовы, если оставивший их исследователь или путешественник вдруг закусит удила и примется описывать нечто совершенно несусветное: песьеглавцев, летучих обезьян или говорящую по-турецки сороконожку. Но все же куда больше криптозоологов интересуют старинные рукописи и фольклорные свидетельства аборигенов. Не то чтобы они были готовы разыскивать колобков и несущихся золотом курочек ряб, но если источник хотя бы на гран серьезнее, то описываемое в нем чудище вполне может превратиться в навязчивую криптозоологическую идею.

«Этот мир на самом деле куда загадочнее, чем вам кажется! » — вот неформальный девиз криптозоологов — энтузиастов, относящихся к славному племени людей, которое не хочет жить на маленьком, изъезженном вдоль и поперек шарике посреди захолустной вселенной, где уже 13 миллиардов лет не происходит ничего по-настоящему интересного. Поэтому они ищут.

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Рассказов об огромных и шерстистых слонах, путешествующих по подземным пещерам, криптозоологи насобирали во множестве. Пик их пришелся на первую половину XX века, когда и в Северной Америке, и на территории Сибири чуть ли не каждый год появлялись люди, которые клялись и божились, что своими глазами видели мохнатых гигантов, выглядывавших из дыры на дне оврага, либо даже сами блуждали по подземным ходам вслед за чудищем: «Мне показалось, я провел там неделю. А как вылез наружу, так прошло уже три года! Вы справочку для жены дадите, товарищ участковый?»

К 1920-м годам относится приводимый писателем-натуралистом Николаем Непомнящим рассказ рыбака из поселения Тайтамак, который уверял, что провел несколько недель в плену у подземных шерстяных слонов, питаясь там «желтыми солеными камнями, которые они лижут».

А вот более раннее свидетельство, принадлежащее китайскому дипломату Ту Ли Шаню, который, докладывая императору о поездке по Сибири в 1714 году, писал: «Находится в сей холодной стране некий зверь, который, как сказывают, ходит по подземелью, и как скоро солнце или теплый воздух до него коснется, то он умирает… имя сего зверя — мамунт, а по-китайски — хишу».

Зачем мамонту жить под землей? Этим вопросом меньше всего задаются криптозоологи, которые продолжают лихорадочно искать андеграунд-мамонтов. А мы, кажется, знаем зачем. Что еще может подумать не самый образованный крестьянин или индеец, ничего не знающий о палеонтологии, обнаружив на дне котлована или при раскопках огромный скелет с бивнями?

Баранец

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

История баранца крайне показательна для криптозоологических сюжетов вообще: культурные отличия, языковые ошибки и излишняя вера в авторитеты сплелись тут в чудесный рисунок. Европа очень долго не знала хлопка. Европейцы и североафриканцы носили шерстяную и льняную одежду, они достаточно быстро поняли великолепные свойства ввозимого из Азии драгоценного шелка (хотя его происхождение долго оставалось для них загадкой), а вот с хлопком они не сталкивались.

Да и в самой Азии хлопок был распространен лишь в очень небольших областях: его окультуривали медленно, а обработка требовала пусть примитивной, но все-таки механизации, при том что первые устройства для вычески хлопка были крайне непродуктивны. Так что хлопок как сырье для ткани выращивали лишь кое-где в Цент­ральной и Средней Азии да Индии. А китайцы с японцами вообще не изготавливали из него тканей, только использовали хлопковую вату для набивки одеял и утепляли ею одежду.

Так что хотя хлопковые ткани иногда и попадали в Александрию или Афины, но покупатели, платя огромные деньги за чудную ткань, понятия не имели, что это такое. Продавцы, как могли, объясняли. Нет, это не животное. Это такое маленькое дерево, а на нем растут… как это будет по-гречески… такие маленькие овечки. Потом они высыхают, и из них можно брать шерсть.

Неудивительно, что и Геродот, и Плиний Старший, и другие почтенные ученые мужи, наслушавшись про дерево с овечками, в конце концов так и объясняли в своих записках: «Есть растение, которое по виду как овца, но только пупом она растет из стебля и траву есть может только ту, которая вокруг него растет, а когда кончится трава, то и овца умирает…» Натуралисты Средневековья и Возрождения, переписывая истины из древних книг, хоть и были к тому времени гораздо лучше знакомы с хлопком, но как-то не увязывали одно с другим. А масла в огонь подливали путешественники. Например, в 1681 году в свет вышла книга нидерландского путешественника Яна Стрейса о его странствиях по «Татарии».

В волжских степях, клянется Стрейс, растет баранец, как его местные татары московитские именуют, — растение, которое «напоминает овцу и имеет голову, ноги и хвост. Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стеб­ле, около двух с половиной футов высотою, иногда и выше. Голова его свешивается вниз, так, как будто он пасется и щиплет траву; когда же трава увядает, он гибнет. Верно лишь то, что ничего с такою алчностью не жаждут волки, как это растение».

И после Стрейса другие натуралисты неоднократно уверяли, что старик Плиний был прав: баранцев в Московии пруд пруди и ни один уважающий себя muzhik не покажется на улице без высокой шапки, сделанной из этого зверя. Баранца искали до середины XIX века. Даже официально назвали с горя этим именем пару ни в чем не повинных растений. Потом, с общим просветлением ментальности, на баранце все же поставили крест. Но не все. Некоторые энтузиасты из числа криптозоологов по-прежнему уверены, что где-то в глухих уголках нашей страны растут себе травяные овцы, покрытые белым пухом и жалобно блеющие, когда к ним приближаются охочие до баранцевого салатца волки.

Йесин

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

После того как мы выяснили, что мамонты живут под землей, можно уже спокойно отнестись к тому факту, что, с точки зрения большинства обитателей Мьянмы, кое-какие слоны живут под водой. Правда, размеры этих водяных слонов — йесинов — не слишком впечатляют: редкий йесин вырастает длиной в человеческую ладонь. Но выглядят они при этом как настоящие слоны: уши, бивни, хобот — все как положено, только вместо копыт у них лапки с четырьмя подвижными пальчиками. И да, не забыть главное: бивни йесина содержат яд, которым маленький йесин моментально убивает большого слона, не говоря уж о человеке.

Так как в йесинов верят все 50 миллионов жителей Мьянмы, а описаний зверька путешественниками за последние триста лет было составлено множество (правда, ни одного экземпляра ни в зоопарках, ни в музеях так и не имеется), официальным биологам приходится что-то говорить. «Может быть, даман или мини-тапир? — говорят они. — Или носуха какая-нибудь. Но чтобы ядовит — такого точно быть не может. Может быть, водосвинка какая-нибудь носатая?» Воспетую же, например, в летописи «Сиамские хроники» ядовитость йесина биологи объясняют тем, что схожесть какого-нибудь местного водяного зверька со слоном вызывала суеверный страх перед ним. А мгновенно убивать переходящих брод слонов прекрасным образом могла любая из ядовитых змей, которые тут водятся во множестве.

Фантомные кошки

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Их еще именуют «чужеродными большими кошками». Чтобы сделать счастливыми пару тысяч криптозоологов, можешь завтра завернуть в ближайший полицейский участок и заявить, что вечером, когда ты парковался во дворе, из темноты вышел огромный лев (какая-то странная пантера, ощипанный оцелот), оскалил клыки, а потом растворился в переулках. Главное, чтобы этот участок был расположен там, где никаких огромных кошек не водится, — например, в Лондоне. Территории стран СНГ, увы, не слишком подходят для данных упражнений из-за досадного обилия всяких рысей и ирбисов в окрестных лесах.

А вот если дело произойдет, например, в Новой Зеландии, где никаких крупных кошачьих со времен Гондваны не наблюдалось, то криптозоологи будут счастливы. Они давно убеждены, что наша планета просто кишмя кишит немецкими львами, французскими ягуарами и австралийскими тиграми, просто те научились быть почти невидимыми. Чужеродные большие кошки, с точки зрения криптозоологов, прячутся в парках, подвалах и на стройках, они научились мимикрировать и неподвижно замирать, становясь фактически незримыми, а регулярные пропажи людей, особенно детей и стариков, свидетельствуют о том, что фантомные кисы очень неплохо питаются.

Надо сказать, что убеждения криптозоологов подпитываются немалым количеством жалоб горожан самых разных регионов, которые регулярно звонят в полицию с воплями: «Боже мой, вы мне не поверите, но я только что видел на баскетбольной площадке кошку размером с лошадь!»

Читай: Семь очень древних звуков, которые удалось воссоздать ученым.

Китоврас

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Этот апокрифический зверь и среди криптозоологов не имеет много поклонников, однако возможность его существования в недавнем прошлом поддерживается некоторыми криптозоологами славянского происхождения. Для историков и филологов в китоврасе нет ничего таинственного. Они прекрасно знают, что средневековое славянское «Сказание о Соломоне и Китоврасе» — это весьма вольный пересказ греческого источника, в основе которого лежит древний еврейский миф о царе Соломоне и некоем бесе.У  греков беса заменили на кентавра, а славянский малообразованный переводчик, не зная ни про каких «кентаврусов», родил на свет божий вещее чудище Китовраса. И  так как к оригиналу, видимо, прилагалась картинка, то, разглядывая длинное-предлинное туловище человекоконя, славянский автор выдал следующую жуткую историю: «Нрав же его бяше таков: не ходяшеть путем кривым, но правым, и во Иерусалим пришед, требляхут путь пред ним, не ходя бо криво. И приидоша ко вдовицене храмине, и вытекши вдвица и взопи, глаголя, молящися Китоврасу: «Господине, вдовица семь убога. Не оскорби мя!» Он же огну ся около угла, не соступяся с пути, и изломи си ребро. И рече: «Язык мякок кость ломить».

Если кто со старославянским не в ладах, то тут написано примерно следующее: «Китоврас умел ходить только по прямой. Поэтому, когда он притопал в Иерусалим по приглашению царя, то перед ним ломали дома, дабы он мог идти не сворачивая. А одна вдова стала умолять не ломать ее домик. Китоврас ее пожалел и обогнул лачужку, после чего сломал ребро и сказал: «Доброе слово кости ломает».

Как ни странно, но до конца XIX века некоторые натуралисты (например О.А. Стрельников в своих «Записках») высказывали мнение, что у славян существовал некий схожий с Китоврасом зверь, отличительной особенностью которого было длинное тело и ломкость ребер, «ибо фантазия обычно зиждется на реально существующих прототипах».

Олгой-хохрой

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Впрочем, под землей полным-полно не только мамонтов. Вот в Монголии, например, под землей бывает такое, что лучше совсем в Монголию не ездить. Фильм «Дюна» смотрел? Так вот, образ страшного земляного червя романист Фрэнк Герберт позаимствовал из монгольского фольклора, давно будоражащего умы европейских ценителей прекрасного. Только в монгольской реальности все еще хуже.

Олгой-хорхой (кстати, о нем есть отличная повесть советского фантаста Ивана Ефремова) — это помесь огромного, 10—15 метров, земляного червя и электрического угря. Он реагирует на вибрацию земли, производимую верблюжьими или конскими копытами, после чего дает разряд тока (по монгольской версии — выпускает мощный невидимый и бесплотный яд, который мгновенно убивает все живое на поверхности в радиусе до ста метров), а потом поднимается наружу и устраивает себе скромный ужин.

Олгой-хорхой встречается в таком множестве источников, и описание его настолько реалистично, что криптозоологи абсолютно уверены в его существовании. Когда ты читаешь эти строки, группа ирландских и итальянских энтузиастов как раз охотится за олгоем-хорхоем, пытаясь выманить его из-под земли микровзрывами. Что они будут с ним делать, если выловят? Лично нас больше интересует вопрос: что он сделает с ними?

Каменная жаба

Подземный мамонт и еще 7 загадочных существ, в которых верят криптозоологи

Больше всего криптозоологам, конечно, нравятся животные большие, уродливые и убийственные. Какая-нибудь малютка мышь с серыми ушками вместо черных — это не их профиль. Чтобы по-настоящему заинтересовать криптозоологов, у мыши должны быть стальные когти в метр длиной. Ну или хотя бы способность чихать ядом.

Вот, например, каменная мексиканская жаба их очень интересует. Пара испанских монахов-путешественников в свое время поведала миру индейскую байку о скалах, которые на самом деле жабы. Сидит такая жаба лет десять в каменном виде, потом в ее тень приляжет усталый путник — а жаба как прыгнет! И следующие десять лет будет тихо сидеть на том, что осталось от путника и его мула, переваривая это своей каменной попой. Вот такой интересный образчик кремнийорганической жизни приводит криптозоологов в восторг.

Русалки

Да нет, уже никто не пытается извлечь из моря красавицу с золотыми волосами и рыбьим хвостом: еще в XVIII веке натуралисты пришли к мысли, что за соблазнительных русалок озверевшие без женского общества моряки принимали котиков, нерп и прочих дюгоней. Любой современный криптозоолог прекрасно знает, как выглядят настоящие русалки.

Точно так же, как их описывал в 1403 году нидерландский врач, которому довелось осматривать русалку, пойманную в сети рыбаками Западной Фрисландии. Это была маленькая коренастая женщина с темной кожей, издававшей сильный рыбный запах, большими отвислыми грудями и глубоко посаженными маленькими темными глазами. Фрисландскую русалку кое-как удалось приучить носить одежду и кланяться кресту в церкви, но говорить она так и не научилась, при ходьбе пыталась вставать на четвереньки, нрав же имела дикий.

Через несколько лет русалка умерла и была, как христианка, похоронена на кладбище при церкви. К сожалению, найти ее могилу сейчас не представляется возможным, так что навеки останется неизвестным, кого в ней похоронили набожные фрисландцы — любящую поплавать сумасшедшую карлицу или обезьяну, смытую с проходящего корабля.

Но свидетельства о водяных или болотных людях (черных, страшных и безумных) продолжают поступать в криптозоо­логические центры до сих пор. Однако надо признать, что с распространением портативных видеокамер и снимающих телефонов почему-то ни одного видеодокумента, подтверждавшего бы такую встречу, пока не получено.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения