Впервые The Pepsi Cola Company вышла на связь с новой и пока еще загадочной Страной Советов в 1938 году. Уж очень компании хотелось обойти свою Немезиду, The Coca-Cola Company. Так что The Pepsi Cola Company поспешила зарегистрировать право исключительного использования своего товарного знака на территории СССР в Бюро по регистрации товарных знаков Наркомторга СССР.
Тем не менее первое знакомство советских граждан с пузырящимся сладким коричневым напитком состоялось лишь после войны, в 1959 году, во время проведения в Сокольниках выставки американской жизни под неромантичным названием «Промышленная продукция США».
По просьбе президента The Pepsi Cola Company Дональда Кендалла президент США Ричард Никсон угостил Никиту Хрущева заморским напитком. И не просто угостил. Он предложил Хрущеву два вида пепси: привезенную из США и сделанную накануне в Москве из концентрата.
Так Кендалл хотел убедить советское руководство, что может производить напиток на их территории. Хрущев попробовал и ответил: «Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке».
Но Кендалл не собирался останавливаться на угощении советских лидеров и избранных посетителей выставки. Он хотел напоить пепси всю Страну Советов.
Из воспоминаний бизнесмена: «Я приехал в Россию в 1970-м… Томми Томпсон, который был здесь послом в 1959 году, говорил мне: «Если хочешь иметь с ними дело, нужно забыть о прямых денежных сделках. Только бартер". И еще он сказал: "Русские вне себя из-за смирновской водки. "Смирнофф" выглядит как русский продукт, а разливают ее в Хартфорде, штат Коннектикут. Нужно предложить им пепси в обмен на русскую водку».
Реальность опережает бизнес-планы. Когда Кендалл жал руку Косыгину, тот сам сказал ему: «А, вы тот самый человек, который хочет торговать с нами в обмен на нашу водку». Тем же вечером, во время официального приема, Косыгин подошел к Кендаллу уже с конкретным деловым предложением: «Мы хотим с вами торговать, ваша пепси за нашу водку, литр на литр».
Так советские граждане получили американскую пепси, а американские граждане — советскую водку «Столичная».
За 1973–1981 годы в США было отгружено 1,9 млн декалитров водки "Столичная" на сумму 25 млн долларов, а в СССР выработано 32,3 млн декалитров пепси, проданных за 303,3 млн рублей. Выгода СССР была очевидной: продажа аналогичного объема водки на родине принесла бы 164 млн рублей, то есть на 139,3 мл меньше, чем продажа пепси-колы.
Ну а первый завод по производству пепси-колы на территории СССР был открыт в Новороссийске в 1974 году. На открытие приехал весь совет директоров PepsiCo — это был абсолютная победа по уводу новой экономической территории из-под носа конкурента The Coca-Cola Company. Не говоря уже о том, что американцы получили настоящую русскую водку.