История в общем-то известная, но мы её любим пересказывать каждый раз с новыми подробностями.
На закате Второй мировой войны (до капитуляции Японии оставался еще месяц) бомбардировщик ВВС США потерял ориентацию в тумане и врезался в нью-йоркский Эмпайр-стейт-билдинг на уровне 78-го — 80-го этажей.
Здание оказалось прочнее самолета. Тот развалился на части. Один из моторов пролетел небоскреб насквозь и устроил пожар в соседнем доме. Второй двигатель рухнул в шахту лифта и тоже учинил там пожар (был потушен благодаря слаженным действиям служб).
Все три пилота, к сожалению, были обречены. Не повезло и одиннадцати жителям, которые пребывали в небоскребе в момент инцидента. По иронии судьбы на этих этажах был как раз Центр Общества поддержки пострадавшим от войны. А еще Национальный католический совет.
И тем не менее запас живучести у здания был таков, что уже через день небоскреб снова был открыт для публики и арендаторов. Циничные журналисты шутили, что здание отделалось легкими ушибами. Все же на полный ремонт покалеченного небоскреба ушло три месяца.
Интересна история лифтерши Бетти Лу Оливер. Ее выбросило из кабины лифта на 80-м этаже и обожгло пламенем. Спасатели неосмотрительно поместили ее во второй лифт, однако тросы оборвались, и бедняжка пролетела вниз 75 этажей (по другим данным — 79). Она получила серьезные травмы, но осталась жива. Считается, что это рекордный по сей день факт выживания при падении в лифте с подобной высоты.
Виновником происшествия считают командира экипажа Уильяма Смита, который в условиях нулевой видимости принял решение идти на посадку и при этом неверно трактовал команды с земли. Он совершил правый поворот вместо левого после Крайслер-билдинг (77-этажная башня, которая считалось самой высокой в мире до постройки Эмпайр-стейт-билдинга). Когда пилот понял ошибку, то сделал резкий маневр уклонения, что еще больше ухудшило ситуацию — один из двигателей заглох, и авария стала неизбежной.
От более массовых жертв Нью-Йорк спас выходной: в субботу здание почти пустовало.