Итак, ребенка можно было продать:
1. Евнухам для императора Поднебесной
Маленький Сунь Яотин родился в 1902 году в бедной крестьянской семье в деревне Сишуайтан, что на севере Китая. Его отец, разоренный судами с местными властями, решил раз и навсегда расплатиться с долгами с помощью сына. Сунь Яотина оскопили и отправили служить в императорский дворец.
Институт евнухов в Китае существовал более двух тысяч лет, вплоть до XX века. Все дело в том, что в азиатских монархиях были помешаны на чистоте династической крови, ведь монарха называли не иначе как Сын Неба. А значит, происходивший от богов монарх имел полное право на верховную власть. Чтобы исключить даже малейшую возможность неверности жен правителя и его гарема, мужчин в их покои не допускали.
Так и возникла потребность в евнухах (буквально — «блюстители ложа»), которые не только обслуживали многочисленных наложниц и жен императора, но и со временем стали занимать ответственные должности и влиять на самого императора. В период существования трех династий — Хань, Тан и Мин — евнухи были особенно могущественны. К концу правления Минской династии их насчитывалось около ста тысяч.
Как правило, евнухами становились сыновья казненных преступников и дети завоеванных народов. Если их не хватало, мальчиков покупали у бедных родителей. Нередко те и сами отправляли сыновей к мастерам кастрации в надежде, что их отпрыск поступит на службу и обеспечит достойное существование всей семье. В этом случае имя мальчика сообщалось в уездное правительство, чтобы его занесли в список кандидатов в императорскую челядь.
А упомянутый выше Сунь Яотин прожил до 1996 года, став последним в истории евнухом императорского двора.
2. Воинам Османской империи
Со второй половины XIV века султаны Османской империи абсолютно перестали доверять собственной аристократии, поэтому войско и личную охрану набирали из завоеванных немусульманских народов. Из христианских семей забирали примерно каждого пятого мальчика и обращали в ислам. Султаны полагали, что обращенные христиане служат вернее, ведь у них нет ни дома, ни друзей, ни родителей. С самых малых лет они были преданы султану и своему долгу. Их лучшим другом был меч, братьями — товарищи по казарме, а отцом — султан.
Для большинства семей обязанность отдать сына в османское войско была настоящей трагедией, но находились и такие родители, которые были только рады избавиться от лишнего ребенка. Более того, многие бедные мусульмане предлагали соседям-христианам во время очередного набора в войско продать их ребенка под видом собственного, поскольку служба у султана сулила крестьянскому мальчику огромные возможности и высокое положение в обществе.
3. Певчим Сикстинской капеллы
XVII и XVIII века стали золотой эпохой певцов-кастратов в итальянских соборах и капеллах. Их невероятные голоса являли собой совершенно беспрецедентный музыкальный и культурный феномен. Итальянцы предпочитали называть их «musico» или «virtuoso», подчеркивая тем самым свой восторг перед поразительной красотой их голосов.
Первыми кастратами, певшими для Климента VIII, были Розини и Фолиньяти. После них музыкальные уши папы римского больше не могли слушать слишком резкие фальцеты, поэтому в хоре Сикстинской капеллы их полностью заменили кастратами-сопранистами. Новый тренд, возникший в папской капелле, постепенно захватил все итальянские соборы и церкви.
И с легкой руки папы разрешили кастрацию — «ради славы Господней». Каждому поселянину, имевшему более четырех сыновей, дозволялось кастрировать одного из них ради Церкви. После операции голос мальчика не трансформировался, то есть не становился октавой ниже, как у остальных подростков, а оставался высоким, полудетским-полуженским (эти голоса называли «сопрано»).
Восторженные толпы буквально ломились в двери соборов, где пели знаменитые virtuoso. Музыка и карьера оказывались важнее моральных соображений. И всеобщее восхищение этими певцами было для отцов весомым поводом пожертвовать одним из сыновей ради Церкви, музыки и их собственного блага. Это был способ избавить сына от плебейского будущего, а всю семью — от нищеты или попросту от лишнего рта, что в бедных деревнях на юге Италии было важнее, чем призрачные надежды на блистательное будущее сыновей. Со временем сложились правила, гарантировавшие семье кастрата проценты от его будущих доходов.
«Среди итальянских отцов находятся варвары, жертвующие природой ради корысти и подвергающие своих сыновей этой операции», — писал Жан-Жак Руссо. По-настоящему великими становились лишь единицы, а сотни или даже тысячи менее талантливых мальчиков были искалечены на всю жизнь.
Климент XIV запретил наделять новых мальчиков искусственным голосом, но уже певших в капелле кастратов выгонять не стал. Кроме того, он позволил женщинам петь партии сопрано в церквах. Указом папы Льва XIII в 1902 году было окончательно запрещено принимать кастратов в Сикстинскую капеллу.