В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом — занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:
а) фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;
б) потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.
То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы еще не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых «мыльниц», полной автоматики и фотосвалок в Интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!
Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далеким и современным эпохам.
Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004
Чуть более чем великий и знаменитый фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами — Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.
Ричард Аведон, США, 1923–2004
Бог черно-белого портрета, интересный также тем, что, копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.
Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004
Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и ощутил тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.
Себастьян Салгаду, Бразилия, 1944
Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Салгаду был фоторепортером, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам, но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нем снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).
Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978
Фотожурналист, славный, пожалуй, всем, чем только может прославиться фотожурналист — от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера — кадр сессии с Чарли Чаплином для журнала Life.
Ги Бурден, Франция, 1928–1991
Один из самых копируемых и имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас, спустя четверть века после его смерти, все более актуален и современен.
Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968
Эмигрант из Восточной Европы, ныне великий классик уличной и криминальной фотографии. На любое происшествие в Нью-Йорке, будь то пожар, убийство или банальный мордобой, успевал приехать быстрее прочих папарацци и зачастую полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Виджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).
Александр Родченко, СССР, 1891–1956
Первопроходец советского дизайна и рекламы, пионер конструктивизма. Исключен из Союза художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло: умер своей смертью на заре хрущевской оттепели.
Ирвин Пенн, США, 1917–2009
Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен обилием собственных коронных фишек — например, снимап людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съемка пирожного тоже может быть искусством».
Антон Корбейн, Нидерланды, 1955
Самый выдающийся рок-фотограф мира, чье восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнается: сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна, — почти стопроцентная.
Стивен Майзел, США, 1954
Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чье именно стало особенно на слуху в 1992-м, после выхода фотокниги Мадонны «Sex». Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Эмбер Валлетта.
Диана Арбус, США, 1923–1971
Настоящее имя — Диана Немерова. Свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой — уродцами, карликами, трансвеститами, слабоумными… В лучшем случае — с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм
Дэвид Лашапель, США, 1963
Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.
Марк Рибу, Франция, (1923-2016)
Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио съёмок в Китае и Вьетнаме, хотя ты можешь найти и сценки из жизни Советского Союза.
Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928
Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».
Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943
Пока еще живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утонченностью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.
Энни Лейбовиц, США, 1949
Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятного даже простакам, далеким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.
Мик Рок, Великобритания, 1948
Фамилия тебя не обманывает: рок был главной темой его работ, одно время Мик Рок даже значился штатным фотографом Дэвида Боуи. В рок-н-ролльных и журналистских кругах получил прозвище «Человек, который снял семидесятые».
Мартин Парр, Великобритания, 1952
Специалист по сценкам из жизни, но предпочитавший работать в таких насыщенных цветах и ракурсах, в которых жизнь обычному наблюдателю не показывается. Тебе необходимо и достаточно знать, что особой страстью Мартина был сатирический досмотр британских социальных классов.
Ричард Керн, США, 1954
Андеграундный фотограф и кинодел, зафиксированный на сексе, насилии и рок-н-ролле. На этом поприще стал одним из самых культовых фотографов нью-йоркского андеграунда, среди героев его снимков были даже такие экстремальные чудовища, как GG Allin. Регулярно публикуется в главных мужских журналах, а также балует себя производством музыкальных видео, в их числе клипы для Sonic Youth и Marilyn Manson. Его типовые работы, мягко говоря, эротичны, но совсем не так, как мы к тому привыкли в глянцевых галереях.
И 21-й художник в конце статьи абсолютно бесплатно! Это…
Андреас Гурски, Германия, 1955
Человек, который за снимок Rhein II на аукционе «Кристи» выручил 4 338 500 долларов. Это был феноменальный рекорд. С финансами здесь все ясно, а вот о художественных достоинствах снимка суди сам.