Спрятать от посторонних глаз корабль в открытом море куда сложнее, чем, к примеру, замаскировать среди деревьев танк. Хотя попытки предпринимались еще в XIX веке. Во времена Крымской войны судна Балтийского флота красили в серо-голубые цвета, а в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов несколько наших кораблей были окрашены в цвета морской волны.
Во время Первой мировой войны скорость кораблей увеличилась, а методы прицеливания совершенствовались, так что корабельный камуфляж приобрел большую популярность.
Особенно озадачилась вопросом корабельного камуфляжа Великобритания. Немецкие подлодки беспощадно топили британские торговые суда в Атлантике, так что британский флот как никогда нуждался в защите.
Идеи выдвигались самые разнообразные. Например, замаскировать корабли под китов, замаскировать корабли под облака, замаскировать корабли под зеленые островки.
Член парламента и по совместительству зоолог сэр Джон Грэм Керр понимал, что скрыть корабли невозможно. Однако он пришел к мысли, что раз уж корабли нельзя сделать невидимыми, значит, их окраска должна сбивать с толку причудливыми формами и резкими контрастами цветов, чтобы «ослепить» врага.
Он выдвинул идею так называемого ослепляющего, или деформирующего макияжа». Считается, что зоолог вдохновился окраской зебры. Хотя Пикассо утверждал, что ослепляющий камуфляж основан на модном в те годы кубизме.
Камуфляж состоял из контрастных линий, которые создавали иллюзорные плоскости, углы и прочие формы, искажая тем самым очертания корабля. С расстояния было сложно понять, одно это судно или два, как далеко оно находится, куда движется и на какой скорости.
Для наводчика подводной лодки, оснащенной дорогой тихоходной торпедой, траектория движения корабля крайне важна. На прицеливание у наводчика было не больше минуты, и, будучи не в состоянии определить, куда движется корабль, он лишался возможности правильно направить торпеду.
Противоречивые идеи Керра не поддержали военные министры, однако позже их воплотил в жизнь лейтенант Королевского флота, художник и иллюстратор Норман Уилкинсон. А Керр отказался от патента, фактически подарив признание и вознаграждение за изобретение в 2000 фунтов стерлингов Уилкинсону, заявив: «Я не претендую на то, что изобрел контрастную окраску. Ее придумала конечно же природа».
Как бы там ни было, более 4000 британских торговых судов были окрашены ослепляющий камуфляж. Вдобавок с августа 1917 года его применили к 400 военно-морским кораблям.
Об эффективности камуфляжа сохранилось свидетельство капитана британской подводной лодки:
«Только когда судно оказалось в пределах полумили, я смог разглядеть, что это был один корабль, а не несколько. Из-за темных полос корма выглядела как нос, а широкая полоса зеленой краски на корпусе казалась клочком воды. Погода была ясная, видимость хорошая. Это был лучший камуфляж, который я когда-либо видел».
Эффективность ослепляющего камуфляжа была не доказана во время Первой мировой войны, но тем не менее он был принят как в Великобритании, так и в Северной Америке. В 1918 году Адмиралтейство проанализировало потери судов, но не смогло сделать конкретных выводов. И вот почему.
Окрашенные корабли подвергались атакам в 1,47% плаваний по сравнению с 1,12% для незакамуфлированных судов, что говорит о том, что они были более заметны в море. Но ведь задачей камуфляжа и не было спрятать корабль.
Предположительно из кораблей, пораженных торпедами, затонули 43% закамуфлированных кораблей по сравнению с 54% незакамуфлированных. И 41% закамуфлированных кораблей поразили торпедой по сравнению с 52% незакамуфлированных. Это значит, что командирам подводных лодок действительно было труднее решить, куда направляется корабль и куда прицелиться. Вдобавок среди окрашенных кораблей было больше крупных, чем среди неокрашенных, так что, сколько на самом деле жизней спас камуфляж, мы так и не узнаем.
Фото: Getty Images