Первый боевой вылет Bayraktar TB2 совершил еще в 2014-м: он наносил удары по курдским партизанам. С тех пор эта модель успела засветиться в нескольких конфликтах и вот теперь играет большую роль в противостоянии Вооруженных сил Украины российской спецоперации.
Украинские двигатели для Bayraktar TB2
При длине в 6,5 м размах крыла этого беспилотника — 12 метров. Фюзеляж и крыло сделаны из композитных материалов, так что весит заправленный Bayraktar TB2 относительно немного — 500 кг. Еще на 55 кг тянет система оптического наведения. Боеприпасов он может нести до 95 кг: у него четыре точки подвески для управляемых корректируемых бомб или противотанковых ракет.
Изначально на турецкий беспилотник ставили канадский 100-сильный поршневой двигатель Rotax, но в 2020 году Канада перестала поставлять их из-за участия Bayraktar TB2 в армяно-азербайджанском конфликте. Тогда моторы для турков начала производить Украина. Там с советских времен существует «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко», занимающееся разработкой авиационных двигателей. Кстати, сейчас Bayraktar TB2 производят на Украине, на совместном предприятии.
Уязвимость Bayraktar TB2 для ПВО
Поршневой мотор приводит в движение толкающий винт, а разогнаться дрон может до 222 км/ч. На крейсерской скорости он способен находиться в воздухе от 12 до 28 часов, двигаясь на высоте до 8 км. Правда, потолка он достигает только без боевой загрузки, а с бомбами и ракетами не поднимается выше 6 км. Это его слабое место: на такой высоте даже ствольные средства ПВО способны его уничтожить, не говоря уж про ракеты. В самом деле, довольно крупная цель, и скорость всего 130 км/ч. Но тут есть нюанс: похоже, у мобильных бронетанковых соединений средства ПВО не так уж совершенны, потому что успехи Bayraktar TB2 в атаках на них как минимум присутствуют. Опять же у дронов есть средства радиоэлектронной борьбы с системами ПВО, хотя и не самые эффективные.
Навигация без GPS
Хотя управляет Bayraktar TB2 оператор, беспилотник может действовать и в полуавтоматическом режиме. То есть если канал связи удастся блокировать, дрон не упадет, а продолжит полет. Кроме того, у него есть автономная, инерциальная навигация, и, как только беспилотник приближается к цели, он запоминает свои координаты, отключает GPS и сам, в автономном режиме, вычисляет свое местоположение. Делает он это посредством акселерометров, отслеживающих ускорение, гироскопов, определяющих вертикальные и горизонтальные углы наклона, и электронного вычислительного блока.
Кстати, радиус действия Bayraktar TB2 составляет скромные 150 км. Но зато он может находиться на боевом дежурстве недалеко от потенциальной зоны появления цели и быстро нанести удар. Хотя, если говорить честно, при всей технологичности главное достоинство беспилотника — не тактические возможности, а цена. Ну, помимо того, что не нужно рисковать летчикам.
Стоимость этого беспилотника по разным оценкам составляет от 2,5 до 5 млн долларов, но с учетом их совместного украинско-турецкого производства Киеву они, скорее всего, достаются по минимальной стоимости. То есть раз в 20 дешевле, чем российские истребители, и раз в сто — чем американские.
Сколько у Украины Bayraktar TB2?
Судя по информации из открытых источников, к началу российской спецоперации у Украины было от 30 до 54 Bayraktar TB2. Судя по сводкам, на данный момент российскими средствами ПВО сбито около 6 беспилотников, еще два были уничтожены ранее бойцами ЛНР.
Да, и есть еще один важный плюс ударных беспилотников вообще и Bayraktar TB2 в частности: они снимают видео в момент поражения цели, производя отличный материал для ведения информационной войны.
По материалам
Фото: Getty Images и Alamy Stock Photo