Эротика в Советском Союзе, вопреки устоявшемуся мнению, вовсе не была запрещена. Порнография — да, за ее распространение статья была в Уголовном кодексе. Коммерческая эксплуатация полового инстинкта трудящихся тоже не допускалась. А так все было. И в литературе, и в живописи. И мощные формы, и дерзкая пластика.
Груди над высоткой
Самый скандальный пример советской скульптуры — композиция, изображающая двух молодых строителей коммунизма на фасаде высотного здания на Котельнической набережной в Москве. Юноша — в широких штанах, рубахе с закатанными рукавами и монтажном поясе, девушка — в длинном платье, из которого откровеннейшим образом торчат вперед две маленьких груди с острыми сосками.
Многие считают, что платье изображено разорванным, иначе с чего бы бюсту так неприлично обнажаться. Высказываются и версии, что так скульптор похулиганил, зная, что высоко расположенную скульптуру не разглядеть с земли. И то и то — просто смешно. Руководителем бригады скульпторов был лауреат Сталинской премии Михаил Федорович Бабурин. Эскизы не могли не проходить утверждения в официальных организациях — какое уж тут хулиганство. Все проще и интереснее. Советская монументальная скульптура выросла из античных традиций. А у греков показывать красоту женского тела, обтянутого тонкой тканью, было совершенно нормальным.
Просто само расположение скульптурной группы таково, что для зрителя между обнаженной грудью или телом в тонкой ткани нет никакой разницы. Хотя на скульптуре того же Бабурина «Песня. На просторах целины» (1957) у юных дев и груди вполне отчетливы, и соски на месте, и ткань вполне реалистично их облегает.
С приветом из античности
Фундамент для смелого изображения прелестей женского тела в СССР был заложен в первые же годы существования Союза. Одна из ключевых работ — скульптура Сергея Тимофеевича Коненкова «Текстильщица» (1923). В ней текстиль, в который завернута барышня, столь тонок, что его почти нет. Но все-таки он есть.
А на барельефе Владимира Домогацкого «Амазонка» одежда и вовсе отсутствует. Впрочем, секса там тоже нет, но тем не менее. Зато работа Григория Ивановича Кепинова с лаконичным названием «Женский торс» (1934, Третьяковская галерея) просто вызывающе эротична. Исполнена она как бы в античном стиле, но усилена такой сочной жизненной пластикой, что в какой-нибудь ханжеской экстремистской соцсети за такое сегодня забанили бы навечно.
Сексуальные спортсмены СССР
Ну и, конечно, не будем забывать про спортивную скульптуру сталинской эпохи. «Девушка на буме» (1937) Елены Янсон-Манизер украшает фонтан в ЦПКиО им. Горького, и это обнаженная и очень красивая девушка. Такая же работа есть в ЦПКиО им. Кирова в Санкт-Петербурге. Кроме того, эти парки вплоть до 1980-х украшали еще две работы Янсон-Манизер из той же серии: «Танцовщица» с обнаженной грудью (моделью служила Галина Уланова) и зажигательная в своей напряженности «Метательница диска» без одежды. Кроме того, в этих парках стоял и «Дискобол» (1937) — уникальная для СССР работа Матвея Манизера, мужа Елены Янсон-Манизер. Моделью для нее послужил гимнаст, мастер спорта Донат Анатольевич Калабин. И мужскую красоту скульптор воспевает столь откровенно, что в наши дни ее могли бы оштрафовать.
А вы говорите — секса не было. Очень даже было. Хотя в 80-е, при дряхлом генсеке и заплесневелом политбюро, он и правда сильно подвыветрился.