Крейсер «Москва» буксировали, буксировали, да не выбуксировали. 14 апреля, по данным Минобороны, на флагмане Черноморского флота взорвался боезапас, начался пожар. Но крейсер устоял. Его решили отбуксировать, но начался шторм (опять же по данным Минобороны), корабль потерял остойчивость, накренился, не смог восстановить равновесие, пошел ко дну и пополнил коллекцию затонувших российских кораблей, которые когда-то были гордостью страны.
Миноносец «Стерегущий», затонул в 1904 году
«Стерегущий» спустили на воду в 1902 году, а в 1903-м он уже вступил в строй. 10 марта 1904 года вместе с миноносцем «Решительный» он возвращался в Порт-Артур после ночной разведки и наткнулся на четыре японских миноносца, к которым позже присоединились еще два крейсера.
Командиры русских кораблей решили избежать сражения, но прорыв к Порт-Артуру удался только «Решительному». «Стерегущий», окруженный превосходящими силами противника, принял бой, а спустя несколько часов на воде качался только разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его защитников.
Крейсер «Варяг», затонул в 1904 году (и еще в 1925-м)
Бывали в истории российского флота и такие случаи, когда корабли тонули несколько раз. Один из таких примеров — 130-метровый бронепалубный крейсер «Варяг». В 1898 году его начали строить на американских верфях в Филадельфии, в 1900-м передали в ВМФ Российской империи, а в 1901 году ввели в строй. Крейсер всем был хорош, кроме пары нюансов: его изначально неважно сконструировали (беда была в паровых котлах системы Никлосса), ремонтная база оставляла желать лучшего. Вместе с допущенными при строительстве дефектами это привело к тому, что через считаные годы «Варяг» не мог развить скорость больше 14 узлов. Это сводило на нет его преимущества.
И вот в 1904 году, во время Русско-японской войны, японская эскадра блокировала «Варяг», а заодно и канонерскую лодку «Кореец» в тихоокеанском порту Чемульпо. Сдаваться русские отказались и предпочли ввязаться в бой с 14 кораблями противника. Когда развязка этого сражения стала понятна, «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили.
Спустя год предприимчивые японцы подняли «Варяг» со дна, дали ему имя «Соя» и включили в состав собственного флота. В 1916 году российские власти выкупили крейсер у Японии. Потом его еще несколько раз перепродавали, пока при буксировке в 1925 году корабль не попал в шторм и не затонул у берегов Южной Шотландии.
Броненосец «Чесма», затонул в 1912 году
«Чесма», построенный в 1884 году, стал первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. Мощный стометровый корабль мог перевозить больше 10 тысяч тонн грузов, развивая при этом скорость до 25 км/ч. На его вооружении было 27 разнокалиберных орудий и четыре торпедных аппарата.
В мирное время «Чесма» участвовала в маневрах, стрельбах по морским мишеням и по берегу, высадке десанта. Кто бы мог подумать, что однажды он и сам станет такой мишенью.
В 1912 году его вывели из службы, обозвали «исключенным судном № 4» и стали использовать для проверки схемы бронирования новых дредноутов. Бывший броненосец отбуксировали к Тендровской косе, расстреляли, бомбили торпедами почти в упор. Так и лежит бывший «Чесма» на дне возле Тендровской косы.
Броненосный крейсер «Паллада», затонул в 1914 году
Броненосный крейсер «Паллада» построили в Санкт-Петербурге в 1906 году. Он мог перевозить почти 8 тысяч тонн, имел на борту артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Экипаж крейсера состоял из 773 человек. В составе Балтийского флота «Паллада» участвовала в Первой мировой войне.
В самом начале войны экипаж корабля вместе с экипажем крейсера «Богатырь» захватил сигнальную книгу с германского легкого крейсера «Магдебург». Это позволило расшифровать многие элементы военно-морского кода Германии. Однако уже в октябре 1914 года «Палладу» атаковала немецкая подлодка, и она затонула вместе со всем экипажем. От крейсера уцелела судовая реликвия — икона Спаса Нерукотворного, найденная через несколько дней после трагедии у северного побережья Эстонии. Сейчас она находится в петербургском храме Спаса на водах.
Эскадренный миноносец «Фрунзе», затонул в 1941 году
Стометровый эскадронный миноносец «Фрунзе» спустили на воду в 1914 году в Херсоне, а в апреле 1915 года он вышел в свой первый боевой поход и до конца года вместе с другими эсминцами шесть раз обстреливал турецкое побережье. В результате этих походов пали 26 парусных судов и три парохода противника, еще один крейсер был поврежден.
В 1916 году «Фрунзе» активно участвовал в боевых действиях на Черном море и снова обстреливал турецкие берега, а кроме того, добрался и до Румынии — ставил мины, охранял линейные корабли и авиацию. В общем, послужной список у «Фрунзе» — будь здоров.
В начале Великой Отечественной войны «Фрунзе» снова сопровождал другие корабли и ставил мины. В сентябре 1941 года экипаж миноносца пытался спасти канонерскую шлюпку у Тендровской косы, которую атаковали немцы, и тут миноносец обстреляли вражеские бомбардировщики. После того как «Фрунзе» получил серьезные повреждения, его капитан решил выбросить корабль на отмель рядом с Тендровским маяком. Из команды «Фрунзе» спаслось 110 человек, погибло около пятидесяти.
Пароход «Ленин», затонул в 1941 году
Смерть «Ленина» стала одной из самых крупных морских катастроф XX века. В ней погибли, по разным оценкам, от 650 до 4600 человек, которых эвакуировали из Одессы из-за приближавшихся немецко‑румынских войск. Основная версия гибели парохода — подрыв на мине.
В корабле 1909 года выпуска было 60 мест первого класса, 30 — второго и 200 — третьего, а еще два трюма на 400 тонн груза. При этом его длина была довольно скромной — 95 метров.
12 июля 1941 года «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь с эвакуируемыми жителями города, семьями военнослужащих и грузом сахара для войск Южного фронта Красной армии. Вернувшись в Одессу, капитан получил приказ снова идти в Мариуполь, чтобы срочно принять груз и пассажиров. Это был последний рейс, который увозил людей из осажденной Одессы, поэтому жители делали все возможное, чтобы попасть на него. На борт пускали по специальным талонам, но по одному талону проходили двое‑трое взрослых, а детей так и вовсе не считали. Пассажиров попросту перестали считать. Историки говорят, что их на борт набилось до пяти тысяч человек вместо положенных 482.
Вечером 27 июля на траверзе мыса Сарыч по правому борту «Ленина» раздался сильный взрыв. Пароход стал оседать носом и сильно крениться на правый борт, зарылся носом и практически вертикально ушел под воду за 10 минут.
Пароход «Ижора», затонул в 1942 году
Однопалубный грузопассажирский пароход построили в 1921 году в Бристоле и дали ему название Windermere. Вскоре им заинтересовались в СССР, выкупили в 1934 году и переименовали в «Ижору».
К началу Второй мировой войны «Ижора» была уже внушительно потрепанным судном, доживавшим свой век с изношенными двигателями. В том числе из-за этого в 1941 году корабль отстал от конвоя, вышедшего из Мурманска в Рейкьявик. Но долго стоять в одиночестве ему не пришлось. Через считаные дни его обнаружил и расстрелял немецкий отряд в составе линкора «Тирпитц» и сопровождавших его эсминцев. «Ижора» затонула с 33 членами экипажа на борту. В живых остался лишь старпом Николай Адаев. Его взяли в плен, где он и погиб.
Пароход «Декабрист», затонул в 1942 году
В 1904 году Россия купила «Декабриста» у Англии. Позже его использовали в качестве транспорта в Русско-японской, Первой и Второй мировых войнах, в Февральской революции 1917 года и в Ледовом походе Балтийского флота.
Во время Цусимского сражения он был единственным кораблем, который не задержали японцы, а в годы Великой Отечественной войны — одним из крупнейших советских транспортных судов. Перевозя 8 тысяч тонн грузов, он мог развивать скорость до 22 км/ч.
История «Декабриста» завершилась в 1942 году. Когда он вез боеприпасы и грузы в Мурманск, его потопили немцы в Баренцевом море. Из всех членов экипажа выжили лишь трое, и они попали в плен.
Пароход «Киев», затонул в 1942 году
Грузопассажирский пароход «Киев» построили в 1917 году в Германии. В годы Великой Отечественной войны его планировали использовать для северных союзных конвоев.
В апреле 1942 года он в составе британского конвоя вышел из Мурманска в Исландию, и меньше чем через сутки на конвой обрушились немцы. Сначала они потопили английские корабли, а потом подводная лодка атаковала и пароход «Киев», который затонул через семь минут после взрыва. Большая часть экипажа и пассажиров спаслись: на шлюпках, плотах и уцелевших английских судах они доплыли до Рейкьявика.
Пароход «Иосиф Сталин», затонул в 1942 году
Судьба «Иосифа Сталина» практически сразу не заладилась. Спущенный на воду в 1909 году, в 1912-м он напоролся на камень и выбросился на берег. Еще через год с ним произошло сразу несколько крупных транспортных происшествий. Например, в Сызрани на его борт приняли полторы тысячи жнецов, что значительно превосходило стандартную вместимость судна. Около 400 пассажиров разместили на средней палубе, остальных погрузили на верхнюю, где размещалась капитанская рубка. Еще при погрузке в Сызрани капитану делали замечания, что это может привести к ЧП, но все-таки судно вышло в путь. Во время следования рабочие на верхней палубе устроили танцы, и корабль стал крениться на левый борт. По прибытии в пункт назначения пассажиры столпились у сходней на верхней палубе, подпорки на средней палубе начали скрипеть, а потом и вовсе разрушились, и верхняя палуба обрушилась на среднюю. Тогда серьезно пострадали 12 человек.
В ночь на 27 августа 1942 года пароход направился в Куйбышев вместе с другими судами и шел замыкающим в колонне, когда караван обстреляли с оккупированного западного берега Волги. Капитан Иван Рачков решил на полном ходу проскочить зону поражения. Но траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстрелял корабль. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт.
Капитан Рачков оставался на посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана к дивану-скамейке и спустили в воду. Позже тело подобрали на переправе.
Кстати, еще раньше этих историй были довольно популярны суда из железобетона — вот тебе ушедшая эпоха в 11 фотографиях.
Фото: ru.wikipedia.org,