Физика, химия, биология, история… пожалуй, нет ни одной науки, которая бы не изменила собственным теориям и убеждениям. С помощью наших коллег из издания «Вокруг света» рассказываем, какие наши школьные знания безнадежно устарели.
Из чего состоит Вселенная
Как учили раньше: еще каких-то 50 лет назад на уроках астрономии и обществознания говорили, что основная часть массы Вселенной сосредоточенна в звездах.
Что известно сейчас: если говорить о теории про темную Вселенную, то около 70% массы приходится на темную энергию, ускоряющую расширение Вселенной, еще 20% на темную материю, которая до сих пор неизвестно из чего состоит, ну и еще несколько процентов на все остальное. Но даже если речь идет об обычном веществе, то и в нем звезд не более 10%. А основная доля — межгалактический газ.
Какой климат был в каменноугольном периоде
Как учили раньше: в учебниках 1970-х годов утверждалось, что 359-299 миллионов лет назад на земле было жарко и очень влажно — так решили палеонтологи XIX века, ориентируясь на раскопки, которые были сделаны в Европе.
Что известно сейчас: уже понятно, что ошибочные выводы ученые сделали из-за того, что территория нынешней Европы в тот период располагалась близ экватора. Неудивительно, что и климат был соответствующий. Но утверждать, что таковой был на всей планете, нельзя — в высоких широтах было прохладнее, а к концу периода большая часть суши и вовсе покрылась ледниками.
Почему нельзя разогнаться до скорости света
Как учили раньше: известно, что чем ближе тело к скорости света, тем больше энергии нужно на его дальнейший разгон, потому что со скоростью возрастает и масса тела. Его становится все труднее разгонять и достичь скорости света оно не сможет. Это специальная теория относительности.
Что известно сейчас: современная физика считает это простое объяснение неверным, а массу не зависящей от скорости. Невозможность разгона до скорости света связана с более сложными эффектами.
Исчерпаем ли Мировой океан
Как учили раньше: учебники географии 1950-х годов продвигали теорию о неистощимости ресурсов Мирового океана. Рыба в нем закончиться не могла по определению.
Что известно сейчас: Многие промысловые рыбы сегодня под угрозой уничтожения и число видов, которые вот-вот исчезнут, постоянно растет. По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в 1974 г. всего 10% рыбных запасов вылавливались в объемах, угрожающих их воспроизводству, а в 2019 г. уже 35%.
Существовал ли матриархат в первобытных обществах
Как учили раньше: советские школьники знали, что все первобытные общества, проходили через стадию развития, в которой главными в общинах были женщины. Имущество, статус передавались по линии матери. И лишь позднее мир перешел к патриархату.
Что известно сейчас: исследователи не нашли убедительных доказательств существования матриархата у первобытных племен, а также свидетельств того, что через эту стадию развития проходили другие народы.Точка зрения признана устаревшей а сам матриархат, как этап эволюции общества, поставлен под сомнение.
Каким был уровень развития неандертальцев
Как учили раньше: неандертальцы — тупиковая ветвь и примитивная версия Homo, сильно уступающая в развитии прямым предкам современного человека.
Что известно сейчас: палеонтологи утверждают, что неандертальцы умели делать каменные оружия, а также украшения из костей, зубов, когтей животных и птиц. У них были зачатки первого искусства, а еще некоторые представители умели лечить переломы и заботились о слабых представителях племени.
Как происходят генные мутации
Как учили раньше: все изменения в генах случайны. Клетка не может их «осознанно» запустить, но при этом пытается исправлять «поломки». Кстати, некоторые учебники до сих пор придерживаются такой позиции.
Что известно сейчас: согласно последним исследованиям, клетка может целенаправленно менять собственную ДНК. Например, бактерии и вирусы делают это, чтобы обмануть иммунную систему организма, а инфузории редактируют собственный геном, прежде чем передать его потомству
Кто строил древнеегипетские пирамиды
Как учили раньше: классическая позиция учебников истории: на строительстве пирамид трудились десятки тысяч рабов. Кстати, утверждал это еще Геродот.
Что известно сейчас: по результатам раскопок поселений и гробниц строителей на плато Гиза, ученые сделали вывод — на стройке трудились свободные люди, в том числе управляющие и архитекторы. Причем за свою работу они получали плату.