Национализировать «Боинги» и «Эйрбасы», находившиеся в лизинге у российских компаний, — богатая идея. Но, как ты уже наверняка знаешь, в технической поддержке западные авиапроизводители нам тоже уже отказали. Это значит, что выпущенные ими самолеты полетают еще пару лет, а потом их можно будет сдавать в утиль. И это выглядит катастрофой. Например, у «Аэрофлота» из 187 самолетов только 9 отечественных — это ближнемагистральные Sukhoi Superjet 100 с дальностью полета в 2400 км. В среднем доля российских самолетов в парках крупных отечественных перевозчиков составляет менее 10%.
Что идет на замену?
Свет в конце тоннеля виден, но слабый. Это среднемагистральный самолет МС-21. Современный, многообещающий и на 97% российский.
Работать над ним в ОКБ им. Яковлева начали еще в 2008 году, а в 2017-м первый МС-21 поднялся в воздух. Правда, с американскими двигателями. К счастью (нет, серьезно, удачно вышло), в 2018-м американцы ввели очередной пакет санкций, и пришлось срочно разрабатывать отечественные моторы. В декабре 2020-го МС-21 совершил первый полет на российских ПД-14. Это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в нашей стране после распада СССР. Такие производят, кроме России, только три страны: США, Франция и Великобритания.
Чем хорош МС-21
В новом МС-21 круто не то, что у него широкий фюзеляж, а то, что он очень легкий: доля углекомпозитных материалов в нем составляет 35%. И большая часть этих материалов приходится на крыло.
По характеристикам он близок к основным конкурентам. Например, его дальность полета в сравнении выглядит так:
Boeing 737 MAX — 6704 км;
Airbus A-320 — 6500км;
МС-21-200 — 6400 км;
МС-21-300 — 6000 км;
Boeing 737 NG — 5655 км.
А вот что с пассажировместимостью:
МС-21-300 — 211 чел.;
Boeing 737 MAX — 200 чел.
Airbus A-320 Neo — 195 чел.;
Airbus A-320 — 189 чел.;
Boeing 737 NG — 189 чел.;
МС-21-200 — 163 чел.
Максимальная скорость:
МС-21-300 — 870 км/ч;
МС-21-200 — 870 км/ч;
Boeing 737 NG — 842 км/ч;
Boeing 737 MAX — 842 км/ч.
Airbus A-320 — 829 км/ч;
Airbus A-320 Neo — 828 км/ч.
То есть картина в целом выглядит неплохо. Одна беда, Иркутский авиастроительный завод вряд ли успеет закрыть все потребности страны в самолетах. Даже при условии, что отечественными авиакомпаниями летать мы теперь будем только по своей стране.
Сколько нужно самолетов?
В доковидную эпоху российские перевозчики совершали 3168 внутренних рейсов в сутки. Давай считать, что каждый самолет ежедневно летал туда и обратно. Это получается 1579 рейсов туда-обратно в сутки. Как мы упоминали выше, менее 10% парка российских авиакомпаний составляют иномарки. Когда они выйдут из строя из-за износа запчастей, то есть через пару лет, нам потребуется 1400 новых самолетов. А сколько МС-21 собираются выпустить в обозримом будущем?
В январе 2022 года глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что объем выпуска МС-21 составит:
в 2023 г. — 6 единиц;
в 2024-м — 12 единиц;
в 2025 — 32 единицы;
в 2027-м — 76 единиц.
Что касается Sukhoi Superjet 100, то их собираются делать по 40 штук в год. На фоне таких цифр идеи возродить производство АН-24 и даже АН-2 уже не выглядят курьезными. Железные дороги, знаете ли, не резиновые.
По материалам
Фото: Getty Images