Идея дарения автомобилей нашим игрокам воспета даже в песнях. Ну хорошо, в одной песне авторства Л. Сергеева, да и то про хоккей: «Приедем до дому — всем будут дипломы / С отличьем дипломы и всем „Жигули“!»
Между тем, хотя спортсмены в СССР в целом не бедствовали, с автомобилями у них было по-разному. У кого «Волга», у кого «Жигули», а многих с тренировок на автобусе домой отвозили. И последнее не считалось зазорным. А получив талон на покупку автомобиля, спортсмены часто не стеснялись перепродать дефицитный товар.
Лев Яшин, символ советского футбола, ездил сначала на «Волге» ГАЗ-21. Ее он купил в 1958 году. Деньги на покупку пришлось занимать у товарищей. Потом были две 24-е «Волги» — как и 21-я, они были белые. В конце 1980-х годов, незадолго до смерти, Яшину подарили Mazda 626, но сам он к этому моменту машину уже не водил, его возила жена.
Виктор Понедельник, прославившийся на первом чемпионате Европы в 1958-м, обожал автомобили. В 60-х у него была желтая «Победа», потом «Волги» — ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Был случай, когда «Волгу» с сидевшим за рулем Понедельником восторженные болельщики подняли на руки и пронесли несколько метров. Сам он тогда изрядно поволновался — боялся, что народ не удержит машину и он покалечится. Но все обошлось.
Йожеф Сабо, советский футболист венгерского происхождения, умудрился получить от венгерского посольства в Киеве списанную «Чайку». Отношения с посольством у него были особые: Йожеф родился в 1940 году в венгерском городе Унгваре, который после 1944-го стал украинским Ужгородом.
«Чайка» была не на ходу, но на учет Сабо ее все же поставил. А потом партийное руководство настояло на том, чтобы он вернул ее посольству, потому что не по чину — на «Чайке» могло ездить только высшее партийное руководство. А футболисту выписали талон на «Волгу».
Владимир Маслаченко в 1960-х купил серую «Волгу» ГАЗ-21, а в 1973-м — вишневый ВАЗ-2103. На нем, по рассказам, разгонялся аж до 180 км/ч. Но потом все равно купил еще одну серую «Волгу», только 24-ю. В 1990-е у него была «Нива», а с 1997-го — Škoda Felicia.
Вратарь «Спартака» Анзор Кавазашвили в 1969 году умудрился через Министерство торговли купить подержанный Ford Thunderbird за 7000 рублей. Шикарный, с красным кожаным салоном. Автомобиль был не на ходу, но в единственном в Москве сервисе для иномарок его починили — за 2000 рублей.
Некоторое время Анзор шиковал, раскатывая на нем по столице, а потом отправился в отпуск на родину, в Грузию. Там у автомобиля развалилась подвеска, и Кавазашвили его оставил в Батуми. Но машину смогли починить и вернули в Москву. Там Анзор продал ее покупателям из Кабардино-Балкарии за 13 000 рублей.
Константин Бесков, будучи тренером «Спартака», ездил на Mercedes-Benz 230E W123, позже — на 190-м (W201) Mercedes-Benz. Автомобилям он придавал большое значение и, увидев «Запорожец» полузащитника «Спартака» Юрия Гаврилова, добился, чтобы тому немедленно выдали талон на покупку «шестерки». Ведь «Запорожец» у «спартаковца» — позор на всю команду!
Евгений Ловчев в 1974-м получил «Волгу» ГАЗ-24, но почти не ездил на ней и перепродал за 15 тысяч — при цене новой в 9100 рублей. Евгений купил ВАЗ-2103, в 1976-м — ВАЗ-2106, а потом ВАЗ-2109 и даже Mercedes-Benz 190e W201. Но в начале 80-х, уже уйдя из спорта, снова ездил на «шестерке».
Олег Романцев получил талон на свой первый автомобиль в 1979-м. Это была «Волга» ГАЗ-24, которую футболист немедленно продал за 12 000 рублей и купил себе подержанный ВАЗ-2101. Как он рассказывал, на этой «копейке» училась водить машину вся команда «Спартака».