Мотоциклетным коляскам уже сильно больше ста лет. Первую из них запатентовал У. Дж. Грэхем из компании «Грэхем Бразерс» в 1903 году. Но сама идея возникла еще раньше, в конце XIX века, когда легкие боковые коляски прицепляли к велосипедам.
Первые боковые прицепы были плетеными, комфортными и весьма элегантными. А все потому, что они имели особое назначение.
Прилично и волнующе
С появлением мотоциклетного бокового прицепа немедленно выяснилось, что он делает совместные прогулки с дамами не только возможными и приличными, но и волнующими. А с порцией адреналина в крови барышня способна на многое. Почему речь про волнение? Очень просто. Любой, поездивший в коляске, знает: уже на скорости 40 км/ч кажется, что мотоцикл идет на взлет. А если пилот умелый и способен контролировать отрыв колясочного колеса от дороги — о-ла-ла, этот смертельный номер запоминается надолго. Тем более что у неопытных мотоциклистов мотоциклы с коляской нередко опрокидывались. И вообще управлять ими приходится иначе. Если на двух колесах повороты осуществляются в основном наклоном корпуса, то на трех это нужно делать как на автомобиле, причем на автомобиле с повышенной склонностью к опрокидыванию.
Мотоциклы идут на войну
До Первой мировой мотоциклы с коляской постепенно завоевывали популярность, ну а потом, конечно, выстрелили. Недорогой транспорт, простой в ремонте и обслуживании, с высокой проходимостью и возможностью помимо водителя транспортировать еще двух бойцов? Дайте два! Два эшелона, для отправки на фронт.
Только в США для нужд фронта было поставлено более 20 000 экземпляров от разных производителей. Впрочем, американцы распробовали «колясычей» в числе первых. Еще в 1916 году армия США заказала несколько «Харлей-Дэвидсон» с коляской для противодействия бойцам Панчо Вильи на мексиканской границе, и тогда же Билл Харли разработал крепление пулемета к коляске. Правда, во время Первой мировой мотоциклы с коляской чаще использовали для перевозки офицеров, чем для пулеметных атак.
С приводом на колесо коляски
Ну а потом продвижению мотоциклов с коляской в Штатах помогла Великая депрессия. Стоили они дешевле автомобилей, горючего потребляли меньше, так что пришлись очень кстати. Да и остальной мир тоже жил небогато и трехколесными транспортными средствами не брезговал. Более того, их совершенствовали. Французы в 1936 году сделали мотоцикл Gnome-Rhone AX II с приводом на колесо коляски. Похожие конструкции появились у бельгийцев на FN 12a SM (1937) и Gillet Herstal 720 AF (1938). Ну а потом случилась Вторая мировая.
Уже в 1939-м мотоциклетные компании не успевали клепать коляски сами и заказывали их у сторонних производителей, с унифицированным креплением к разным моделям мотоциклов, от американских Indian 741B до британских BSA M20 и Norton 16H. Спрос на мотоциклы в армиях был ажиотажный. Правда, модели с приводом 3х2 у союзников вытеснили полноприводные автомобили Wyllis. А вот немцы в ходе войны создали практически идеальные мотоциклы с коляской.
Немецкое чудо
Их унифицированные между собой на 70% BMW R 75 и Zündapp KS-750 имели не только привод на боковое колесо, но и блокируемый дифференциал. Колясочное колесо крепили на торсионной подвеске, а его тормоз имел гидравлический привод, срабатывавший от нажатия педали одновременно с задним колесом. И — о чудо — у этих мотоциклов был даже обогрев рук и ног водителя, а также ног пассажира, реализованный путем подачи выхлопных газов в трубки отопления.
Именно эти мотоциклы после войны стали основой для советских «Уралов» и «Днепров». Увы, в упрощенном виде и не с таким высоким качеством сборки и материалов, но тем не менее. И если остальной мир уже в начале 50-х начал массово пересаживаться на автомобили, в СССР тяжелые мотоциклы с коляской на селе прочно заняли нишу личного транспорта. Да и средние, впрочем, тоже. «Ижи» с коляской были весьма популярны, а уж «Явы» с боковыми прицепами Velorex и подавно. На них ездили не только летом, но и зимой — в тулупах и кирзачах на два шерстяных носка. Возили в колясках на базар картошку, выбирались за грибами и на рыбалку.
Ну а в наше время мотоциклы с коляской — удел энтузиастов. За рубежом колесят аппараты с шильдиком Ural, которые сейчас стоят в США около 35 000 долларов. В Россию, наоборот, вот-вот начнут завозить китайские «колясычи» по цене от 1 300 000 рублей. Дорогая игрушка! Но в харизматичности ей не откажешь. Да и для катания девушек ничего лучше так и не придумали.