Чем больше, тем лучше. Уж где-где, а в танкостроении Второй мировой этот принцип, кажется, соблюдался неукоснительно. Чем тяжелее танк или самоходка, чем больше на нем брони и чем крупнее калибр орудия, тем однозначно лучше. Ведь так? Нет, не всегда. Просто взгляни на «Хетцер», одну из самых грозных немецких самоходок эпохи, и сразу поймешь, что размер тут вообще ни при чем.
Вообще-то от «Хетцера», кажется, не исходит никакой угрозы. Если вообще к танку или самоходке применителен эпитет «милый», то он таков и есть. При компактных габаритах — длина чуть больше шести метров, высота чуть больше двух — «Хетцер», или, как его официально называли, Jagdpanzer 38 (t), относился к классу легких истребителей танков. Причем выпускалась машина не в Германии, а в Чехословакии, на что толсто намекает буковка t в индексе.
Его можно назвать поделкой на скорую руку. Ведь в основе «Хетцера» (что можно перевести как «борзая») — шасси легкого чешского танка Lt.38, созданного аж в 30-х годах. Как самостоятельная боевая единица 38-й безнадежно устарел еще к началу Великой Отечественной. Зато оказался хорош как проработанное и проверенное шасси, оставляющее пространство для творческих экспериментов.
На базе Lt.38 была создана довольно успешная линейка самоходок «Мардер». Они отличались низкой себестоимостью и неплохой огневой мощью, при этом страдая от высокого силуэта, практически полного отсутствия брони и открытой рубки. Собственно, «Хетцер» и должен был решить эти проблемы «Мардера».
Любопытно, что вдохновение создатели «борзой» черпали в конструкции румынского (!) истребителя танков «Маршал» (Mareșal). Прототип ПТ-САУ, разработанный в 1942-м, отличался минимальной высотой корпуса — всего полтора метра — бронелистами, установленными под рациональным углом, и достаточно мощным 75-миллиметровым противотанковым орудием. Румынский «Маршал» в серию в итоге не пошел, но даже немецкие историки не стесняются именно его называть прообразом «Хетцера».
Они и вправду похожи — «борзая» и «Маршал». Даже внешне. При том, что «Хетцер», конечно, и побольше, и потяжелее, и лучше по бронированию. Главное, он оказался очень недорогим в производстве, а проверенные компоненты шасси избавили машину от детских болезней. Выпуск «Хетцеров» на заводах Skoda начался в весной 1944-го, и сразу же без раскачки у немцев появилась полноценная боевая единица.
Противотанковая пушка Pak.39 «Хетцера» успешно пробивала броню Т-34-85 на дистанциях, рекомендованных немецким танкистам для открытия огня, то есть порядка 700-800 метров. С тяжелыми ИС-2 бороться было сложнее, но помогало то, что предельно компактные габариты «Хетцера» повышали маскировочные возможности машины. Разглядеть «борзую» в засаде сложно даже и с двухсот метров. Так что фактор внезапности часто работал на немецкую самоходку.
Даже обнаруженный «Хетцер» еще нужно было вывести из строя — дело непростое. Конечно, снаряды из пушек тяжелых ИСов или самоходок на их базе не оставляли от «борзой» и клочка шерсти. Но для этого в маленькую собачку еще нужно было умудриться попасть. А снаряды советских дивизионных пушек вроде ЗиС-3 отскакивали от наклонных лобовых листов немца как горох.
Словом, «Хетцер» стал одним из редких примеров немецкой бронетанковой техники, который сочетал высокую огневую мощность, хорошую защиту, достаточную мобильность (160-сильным 7-литровый мотор «Прага» разгонял 16-тонную «борзую» до вполне пристойных 42 км/ч), а главное, надежность и дешевизну производства. Какой еще шедевр германского танкопрома мог похвастать таким уникальным сочетанием?
Не будем забывать, что в Чехословакии умели делать не только танки. Держи историю про легендарный мотоцикл «Ява», который боготворили в СССР.
Так что очень даже здорово, что за год выпуска общий тираж «хетцеров» составил всего лишь около 2800 экземпляров. Кстати, даже такая на первая взгляд скромная цифра делает «борзую» самым массовым немецким истребителем танков Второй мировой. Хорошо, что их не успели сделать больше.
Фото Getty Images, Creative commons