Исчезновение бомбардировщика B-47 «Стратоджет» с двумя ядерными зарядами
Побережье Алжира на границе с Марокко
10 марта 1956 года
С авиабазы Мак-Дилл Военно-воздушных сил США во Флориде вылетели четыре реактивных бомбардировщика «Боинг B-47». С опасным грузом на борту — зарядами для атомных бомб — они совершали беспосадочный перелет через Атлантику на базу Бен-Герир в Марокко. Вопрос: сколько бомбардировщиков долетело до базы?
Во время полета были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла без происшествий, а вот во время снижения над Средиземным морем в условиях сильной облачности для второй дозаправки один из четырех бомбардировщиков на связь не вышел. «Стратоджет» с двумя капсулами оружейного плутония, предназначенного для создания ядерного оружия, бесследно исчез.
Последние координаты самолета были зафиксированы у Алжирского побережья на границе с Марокко. На поиски отправили военных Франции и Марокко, приплыли даже корабли Королевского военно-морского флота Великобритании, но ни обломков самолета, ни следов ядерного оружия, ни экипаж найдены не были. Официально было заявлено, что самолет потерян в море у побережья Алжира.
Выброс двух бомб с военно-транспортного самолета С-124 «Глоубмастер» II
Атлантическое побережье, штат Нью-Джерси
28 июля 1957 года
Такие происшествия с безвозвратной потерей ядерного оружия в США называли «Сломанная стрела». И следующим «стрелам» суждено было упасть у берегов штата Нью-Джерси.
Тяжелый грузовой самолет C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвертой направлялся в Европу с базы Довер штата Делавэр. Вскоре после вылета в самолете отказали два двигателя из четырех. На оставшихся двигателях экипаж не мог удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте. Единственным решением было посадить машину на ближайшем аэродроме Военно-морского флота США в Атлантик-Сити. Но самолет продолжал стремительно терять высоту.
Избавились от избытков топлива — не помогло. Оставалось радикальное решение. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в 160 километрах от побережья штата Нью-Джерси. Взрыва не произошло, бомбы общей массой три тонны ушли под воду. С оставшимся оружием самолет благополучно приземлился.
Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86
Остров Тайби, Атлантическое побережье, штат Джорджия
5 февраля 1958 года
Истребитель с бомбардировщиком не поделили небо на востоке американского штата Джорджия, над островом Тайби, и столкнулись на 11-километровой высоте. Пилот истребителя лейтенант Кларенс Стюарт успел катапультироваться, прежде чем машина разрушилась. У бомбардировщика с трехтонной термоядерной бомбой «Марк-15» на борту оказались пробиты топливные баки и поврежден двигатель.
После нескольких неудачных попыток бомбардировщика приземлиться экипаж получил разрешение сбросить бомбу в воды залива Уоссо. После чего командир Говард Ричардсон, уже не опасаясь взрыва, посадил самолет на авиабазе Хантер.
Поиски бомбы не дали никаких результатов. Так и лежит она, занесенная илом, под толщей воды у курортного городка Тайби-Айленд. Местные жители настаивали на том, чтобы их избавили от подобного соседства, но военные США уверяют, что гораздо опаснее доставать бомбу, чем оставить ее на дне залива. В официальном отчете 2001 года об этом инциденте говорится, что бомба «Марк-15» была нулевой модификации, то есть учебной, и не содержала ядерной капсулы.
Потеря бомбы при патрулировании побережья
Голдсборо, штат Северная Каролина
24 января 1961 года
А еще был такой случай: бомбу потеряли в болоте.
B-52 «Стратофортресс» (бомбардировщик второго поколения, созданный для нужд холодной войны с основной целью доставить две термоядерные бомбы в любую точку СССР) потерпел крушение в ночь на 24 января при патрулировании над городом Голдсборо в районе военной базы им. Сеймура Джонсона. В самолете вышла из строя топливная система. Выполняя аварийную посадку, на высоте три тысячи метров экипаж потерял управление, четверо сумели покинуть самолет и выжить, пятый разбился при приземлении. Во время разрушения бомбардировщика в воздухе выпали две термоядерные бомбы «Марк-39» мощностью 3,8 мегатонны (для сравнения: мощность бомбы, взорванной над Хиросимой, не превышала 18 килотонн в тротиловом эквиваленте).
У первой бомбы раскрылся парашют, ее нашли целой и невредимой. От второй обнаружили лишь несколько обломков, но самые опасные части затонули в болотистой местности. Чтобы кто-то случайно не набрел на бомбу, инженерные войска США, отвечающие за очистку территорий бывших военных объектов, закрыли доступ к месту предполагаемого нахождения бомбы.
Штурмовик «Дуглас А-4 Скайхок» с бомбой ушел под воду
Филиппинское море, остров Окинава, архипелаг Рюкю
5 декабря 1965 года
Американский авианосец «Тикондерога» направлялся из Вьетнама на базу в Японии, но по дороге в районе острова Окинава в Филиппинском море потерял штурмовик «Скайхок» с ядерной бомбой B43.
Незакрепленный штурмовик скатился с палубы авианосца и затонул на глубине почти пять тысяч метров. Во время падения в машине находился лейтенант Дуглас Вебстер. Лейтенант погиб, а ядерная бомба никогда не была найдена.
В 1989 году японцы вдруг вспомнили, что неподалеку от них плавает бомба, и направили Штатам дипломатический запрос. Им ответили, что да, было дело, потеряли, но ничего поделать с этим не могут.
Гренландский патруль
Северное побережье Гренландии, авиабаза Туле ВВС США
21 января 1968 года
Авиабаза Туле ВВС США, расположенная на севере Гренландии, имела решающее значение для обороны США в случае нападения Советского Союза со стороны Арктики. Поэтому в 1960-е здесь развернули масштабное патрулирование с участием бомбардировщиков B-52 с термоядерным оружием на борту. Вражеского удара так и не дождались, зато устроили несколько катастроф и чуть не уничтожили себя самостоятельно, без всякой помощи СССР.
Последнее происшествие, после которого Стратегическое командование ВВС США свернуло гренландский патруль, произошло 21 января 1968 года. Журнал Time отнес этот инцидент к наиболее серьезным ядерным катастрофам.
К катастрофе привели техническая неисправность и начавшийся в кабине пилотов пожар. Кабина заполнилась едким дымом, и в 140 км от базы Туле капитан Джон Хог передал сигнал бедствия. Пилоты уже не могли разобрать показаний приборов, посадить машину в этих условиях было нереально, и командир приказал экипажу покинуть самолет.
Капитан Хог и еще один пилот удачно приземлились аккурат на территории базы. Один член экипажа погиб. Дольше всего искали второго капитана Кёртиса. Он покинул горящий самолет первым и приземлился в десяти километрах от базы. Его нашли спустя почти сутки. В январе в Гренландии, как ты понимаешь, был беспощадный мороз, но он выжил, завернувшись в парашют.
Сам бомбардировщик рухнул и ушел под лед. На борту самолета находились четыре бомбы. Ядерного взрыва не последовало (если бы бомбы взорвались, Гренландия из ледяного острова превратилась бы в оплавленный уголек), но территория, где разбросало обломки, подверглась радиоактивному заражению. Операцией по очистке местности руководил генерал Военно-воздушных сил США Ричард Ханцикер.
Зараженные снег и лёд грузили в деревянные контейнеры. Контейнеры — в стальные цистерны. Попутно собирали обломки самолета и водородных бомб. Все это радиоактивное добро по требованию датских властей (Гренландия находится под управлением Дании) переправили в США. Однако, изучив обломки, пришли к выводу, что извлечены были лишь компоненты трех бомб. Четвертая так и осталась в гренландских водах!
P.S. Если вы думаете, что это все бомбы, которые могут помешать плаванию с аквалангом или подледной рыбалке у берегов Гренландии, то ошибаетесь: это лишь самые громкие случаи с безвозвратно утерянными ядерными бомбами. И не только стараниями США в Мировом океане затоплено страшное оружие. Официально подобных случаев в ВВС СССР не было, но Советский Союз обошел США по количеству потерянных в океане атомных подводных лодок с ядерными боезарядами.