Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ледовое чудовище. История британского авианосца из воды и палок

«Хабаккук» головного мозга.

16 августа 20212

Военные историки союзнических стран обожают потроллить проекты немецкого супероружия времен Второй мировой войны. Мол, столько усилий и средств, а на выходе полный пшик! Странно, что мало кто из тех же британских ученых замечает в собственном глазу такое бревно, как авианосец «Хабаккук», который пытались построить в буквальном смысле изо льда и палок…

Ледовое чудовище. История британского авианосца из воды и палок | maximonline.ru

Эта безумная (для кого-то, может, и гениальная, это ведь как посмотреть) идея родилась в конце 1941-го, когда союзники судорожно пытались приструнить стаи немецких подлодок, чувствовавших себя полноправными хозяевами Атлантики.

Казалось бы, в чем проблема? Загружай верфи, бери необходимые материалы и начинай строить авианосцы. Но все не так просто: дефицит стали больно бил по Великобритании. Нужно было что-то более  простое и дешевое. И тогда-то некий Джеффри Пайк предложил построить авианосец из… айсберга.

Если бы «Хабаккук» был построен, то стал бы первым из целого флота кораблей-айсбергов
Если бы «Хабаккук» был построен, то стал бы первым из целого флота кораблей-айсбергов

Кто такой этот Джеффри Пайк? Человек многих талантов. Журналист, инженер, неудавшийся шпион. Выбирай на вкус. Главное, в среде своих высокопоставленных знакомых Джеффри считался чертовым гением. Так что адмирал Луис Маунтбеттен, услышав про ледовый корабль Пайка, не зашелся в истерике, не заорал «Воооооон!», а, напротив, выказал вящий интерес проекту.

Идею ледового авианосца Пайк, отдадим ему должное, обставил очень красиво. Берется огромный и никому не нужный кусок льда, который бесцельно плавает в океане туда-сюда. Затем обрезается, обрабатывается и полируется. Внутри айсберга вырезаются ангары для самолетов, верхняя часть подготавливается под взлетно-посадочную полосу. Наконец, в подводную часть конструкции вмораживаются двигатели — и все, можно отправляться на охоту за немецкими U-boat.

Предполагаемые размеры «Хабаккука» особенно впечатляют на фоне авианосца HMS Indefatigable длиной 233 метра
Предполагаемые размеры «Хабаккука» особенно впечатляют на фоне авианосца HMS Indefatigable длиной 233 метра

Проект авианосца-айсберга Пайк пафосно назвал «Хабаккук», то есть «Аввакум», в честь одного из 12 ветхозаветных пророков, который предсказал приход Мессии.

Итак, в теории все складывалось. А главное, партия казалась невероятно выгодной! По первым оценкам, стоимость постройки ледяного авианосца была в сто раз меньше традиционного корабля сходного водоизмещения. Жаль, что, как всегда, гладким все было только в теории…

Будем справедливы, не все безумные проекты британских военных были такими же неудачными, как этот. Что подтверждает, например, удивительная история бомбардировщика «Москито».

По сути, вся история «Хабаккука» — это постоянное решение проблем, громоздившихся одна на другую. Быстро стало ясно, что естественный айсберг, мягко говоря, не идеальная площадка для авианосца. Слишком малая поверхность находится над водой, к тому же из-за постоянного подтаивания в теплых течениях ледяная глыба склонна к переворачиванию. Так себе перспектива для авианосца. 

Эту проблему Пайк решил, создав материал, который нескромно назвал собственным именем. На самом деле пайкерит был всего лишь замороженной смесью опилок и воды в соотношении 1:6. Но полученные блоки оказались гораздо крепче простого льда, их удобно было использовать как строительные кубики, а главное, они обладали теплоизоляционными свойствами. Пайкерит таял очень неохотно. 

Вот что с помощью фантазии можно создать из большого куска льда. Во всяком случае, в теории…
Вот что с помощью фантазии можно создать из большого куска льда. Во всяком случае, в теории…

Все равно для поддержания необходимой температуры ледяного корпуса «Хабаккука» авианосец решили оборудовать ходильной установкой и системой воздуховодов. Согласись, звучит уже не так шоколадно, как ледяная глыбина, по-быстрому превращенная в ВПП.

Свои три пенса периодически не забывали вставлять и военные. Они, например, потребовали, чтобы авианосец был неуязвим для бомб и торпед. Для этого толщина ледяной брони должна была составить не менее 12 метров. Кроме того, в процессе работы над проектом длину взлетной полосы потребовали увеличить,, чтобы с «Аввакума» могли взлетать тяжелые двухмоторные бомбардировщики. Наконец, военные потребовали оснастить судно традиционным рулем управления. В изначальных планах рулить авианосцем предполагалось с помощью изменения скорости двигателей каждого борта. 

Пайкерит не спас проект ледяного авианосца, зато стал популярным строительным материалом
Пайкерит не спас проект ледяного авианосца, зато стал популярным строительным материалом

Все это только усложняло, удорожало и отбрасывало реализацию проекта. К концу 1943-го был готов только 18-метровый макет ледового чудовища, испытания которого проходили на канадском озере Патриция в провинции Альберта.

К тому времени энтузиазм союзников окончательно угас. Во-первых, стало абсолютно ясно, что постройка «Аввакума» займет еще кучу времени и обойдется вовсе не так дешево, как планировалось. Главное, изменилась стратегическая диспозиция. На вооружении союзников появились более дальнобойные самолеты, к тому же Великобритания договорилась в Португалией об аренде военно-морской базы на Азорских островах. Потребность в огромном куске плавучего льда, сдобренного тысячами тонн опилок, исчезла сама собой.

Скоро от «Хабаккука» остались одни воспоминания. Хотя не так уж и скоро. Усиленный пайкеритом макет ледяного чудовища в канадской Альберте нехотя таял на протяжении трех лет, пока, наконец, проект безумного британского супероружия не превратился в коктейль из талой воды и набухших опилок.  

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения