Томас Бауч был известным британским инженером XIX века, спроектировавшим и построившим множество железных дорог, мостов и виадуков через Британские острова. Но по законам истории, которые бывают несправедливы, запомнился не успешными проектами, а одной трагической неудачей.
В 1871 году Бауч принялся за строительство моста через длинный, узкий шотландский залив Ферт-оф-Тей. Для простоты его прозвали «мост через Тей». Он соединял город Данди с округом Файф и сокращал время в пути между ними. Трехкилометровый мост был признан самым длинным мостом в мире на момент завершения его строительства в 1878 году.
Первоначальный проект моста Бауч воплотить не смог. Оказалось, что дно водоема при пробном бурении исследовали плохо и поставить мост так, как задумал инженер, невозможно. Его пришлось перепроектировать с меньшим количеством опор и более длинными балками. Положа руку на сердце, тут даже самый плохонький троечник-инженер сообразил бы, как это повлияет на устойчивость моста.
Однако комиссия, принимавшая мост, серьезных недостатков не обнаружила. На скорость при пересечении моста установили ограничение — 40 км в час. А в акте проверки появилась скромная заметка, что хорошо бы взглянуть на мост при сильном ветре, когда по нему проезжает поезд. Что, как выяснилось позже, и правда не было бы лишним.
Катастрофа
Ночью 28 декабря 1879 года на Шотландию обрушился сильный шторм. В момент, когда мост пересекал пассажирский поезд, его центральная часть под натиском мощного порывистого ветра обрушилась. Поезд упал в ледяную речную воду. Все 75 пассажиров, среди которых находился зять Бауча, погибли.
Эта катастрофа стала одной из самых крупных железнодорожных аварий в истории Великобритании. Она вызвала волну возмущения викторианской общественности: газеты пестрили гневными заголовками, ничего хорошего Баучу не сулившими. После расследования он безоговорочно был признан виновным.
Случившееся круто изменило жизнь инженера. Репутация была испорчена, заказчики отвернулись, здоровье из-за потрясения серьезно пошатнулось. Бауч ненамного пережил свое детище: его не стало 30 октября 1880 года после сердечного приступа.
Новый стальной мост построили на 18 метров выше по течению от места расположения старого моста. На его строительство ушло пять лет, с 1882 по 1887 год. Ответственный проект доверили английскому инженеру-строителю Уильяму Генри Барлоу. Примечательно, что и второй мост потребовал жертв: за время строительных работ утонули 14 человек.
Худшая пьеса худшего в мире поэта
Жуткую катастрофу на мосту через Тей увековечил обладатель звания «худший поэт в истории» — бывший ткач Уильям Топаз Макгонаголл.
Шотландец написал почти 200 произведений и стал известен в Великобритании как автор чрезвычайно плохих стихов. А его пьесу под названием «Катастрофа на мосту Тей» признали худшим образцом поэзии в английской литературе.
Вот, кстати, ее последняя, не побоимся этого слова, строфа:
О, злополучный мост через Тей! (Все мы уже знаем, что это река.)
Подходит к концу моя песнь, и я должен сказать вам «пока».
Но прежде услышьте мой голос — правдивый, как вкус чеснока.
Я скажу вам, что мост бы не рухнул, а наоборот — простоял бы века
(мне сказали об этом компетентные люди, и в глазах их была тоска),
он не рухнул бы, если б к его быкам были пристроены контрфорсы и волнорезы.
Уж простите меня за эти технические подробности и ликбезы.
Ведь чем лучше и крепче построен твой дом,
тем менее вероятно, что тебя убьют в нем.