Легендарный Т-34 вполне заслуженно считался самым удачным танком Второй мировой. Но это, что называется, по совокупности качеств. Не только броня и огневая мощь, но еще быстроходность и маневренность, а также массовость и дешевизна производства. Все вместе, а не по отдельности. Зато страшнее зверя, чем самоходка ИСУ-152, в советских бронетанковых частях не существовало. Это была настоящая машина смерти.
«Зверобой» и «Консервный нож»
Это 46-тонное самоходное орудие, выпуск которого начался в конце 1943 года, получило в Красной армии уважительное прозвище «Зверобой». Конечно, не за схожесть с героем романов Фенимора Купера, а за сокрушительную мощь 152-миллиметровой гаубицы, способной прибить даже самого крупного вражеского зверя — «Тигра», «Пантеру» и «Элефанта». Кстати, косвенно о высоком боевом потенциале ИСУ-152 свидетельствует и немецкое прозвище тяжелой русской самоходки. Танкисты вермахта называли 152-ю «Консервным ножом». Комментарии в общем-то не требуются…
Две сестры
Кстати, самоходок с цифрой 152 в индексе в Советском Союзе было аж две штуки. Помимо ИСУ-152 ведь есть еще и СУ-152. Какая между ними разница? На самом деле не такая уж принципиальная. Первым «Зверобоем» правильнее назвать именно СУ-152. Машину построили на шасси танка КВ-1С и оснастили 152-миллиметровой гаубицей-пушкой МЛ-20. Проблема была лишь в том, что КВ-1С признали конструкцией бесперспективной, и серийный выпуск этого танка едва перевалил за 1000 экземпляров.
Сменщиком КВ-1С стал тяжелый танк ИС-1, на шасси которого впоследствии и построили ИСУ-152, то есть СУ-152 на базе ИС. Орудие и там и там одинаковое, но ИСУ при этом была немного тяжелее, чуть лучше бронирована и, соответственно, слегка медленнее. Так что две эти самоходки вполне можно назвать родными сестрами.
Плюс младшая сестричка
Когда в 1944-м выяснилось, что производство 152-миллиметровых орудий МЛ-20 не успевает за темпами производства шасси самоходок, в рубку ИСУ начали ставить 122-миллиметровую пушку А-19. Получилась «Зверобой-джуниор». Самоходку, получившую название ИСУ-122, выпускали всего год, с весны 1944-го по лето 1945-го. За это время успели построить чуть более 1700 экземпляров.
Гроза танков
К слову, 122-я доказала свою эффективность. Особенно в роли истребителя танков. Но в целом «Зверобой», конечно, круче. Попадание снаряда из 152-миллиметровой гаубицы был приговором любому немецкому танку. «Зверобой» разрывал несчастный Pz.IV на части, как капля никотина суслика. Даже более современная и тяжелая техника вермахта склонялась перед такой мощью. Бетонобойные и бронебойные снаряды 152-х в буквальном смысле сносили башни «пантерам». Но даже в редких случаях непробития выстрелы «Зверобоя» наносили значительные внутренние повреждения узлам и агрегатам вражеских танков и вызывали контузию экипажа.
Даже попадание осколочно-фугасного снаряда, которое не могло пробить броню немецких «тяжей», выводило из строя приборы наблюдения, срывало гусеницы как бумажные ленты и надолго «выключало свет» экипажу. «Консервный нож» отлично знал свое дело.
Ужас пехоты
Если столь яркие воспоминания о встрече со «Зверобоем» оставались у немецких танкистов, то у пехотинцев вермахта после таких свиданий часто не было возможности поделиться впечатлениями. Уже никогда. ИСУ-152 оказался крайне эффективной техникой для городских боев. Осколочно-фугасная болванка массой почти в полцентнера и зарядом тротила в 6 кг схлопывала каменные дома словно карточные домики. Единственным серьезным врагом «Звербоя» в городских боях считались фаустники. Но с ними довольно эффективно позволял бороться 12,7-миллиметровый крупнокалиберный пулемет ДШК, установленный сверху рубки.
Продолжение достоинств
Не будем идеализировать семейство 152-х. Свои недостатки у этих машин, безусловно, были. В первую очередь это медлительность: при максимальной скорости около 30 км/ч «Зверобой» постоянно отставал от основных войсковых колонн на маршах. Также нужно отметить низкий темп стрельбы, малый боекомплект — всего 20 снарядов, долгий процесс его полной перезарядки — не менее 40 минут.
Танкисты жаловались на не слишком удобные приборы прицеливания, а расположенные внутри боевого отделения топливные баки грозили превратить экипаж в головешки. К счастью, дизельные моторы советских машин горели не так охотно, как бензиновые «майбахи» немцев.
Последняя миссия
Подвиги ИСУ-152 не закончились с Днем Победы. Правда, если о применении «Зверобоев» при жестоком подавлении вооруженного восстания в Будапеште вспоминать как-то не хочется (в столице Венгрии 152-е с успехом делали то же самое, что и при освобождении Берлина, то есть выкуривали снайперов из домов, уничтожая дома целиком), то другую важную миссию тяжелой самоходки нельзя не упомянуть.
Представь себе, в 1986-м, уже после того, как последнего «Зверобоя» списали из рядов Советской армии, его броня, мощность и даже гаубица понадобились… при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Старенькие ИСУ-152 активно использовали в качестве тарана при сносе зданий, могучего тягача, а также, по некоторым данным, для стрельбы по стенам разрушенного энергоблока.