О том, что стране нужно срочно возрождать авиастроение, причем в независимом от импорта формате, стало ясно еще в феврале 2022-го. Планы по импортозамещению были составлены быстро и решительно, но мы же с вами понимаем: это прогноз, составленный одними менеджерами для других. А непосредственные исполнители при виде таких предсказаний только морщатся.
Вот как выглядел тот самый прогноз 2022 года.
А теперь о том, что происходит сейчас.
SSJ100 New: когда двигатели тормозят
Как вы наверняка знаете, полностью импортозамещенный SSJ100 New пока так и не поднялся в небо. По последней информации, первые испытания самолета с отечественными двигателями ПД-8 должны пройти в декабре 2023 года, но к моменту написания этого материала до нового года остается пара недель, а конкретики по дате испытаний нет. Между тем программа испытаний с новыми моторами включает около 200 вылетов. И, видимо, все их надо будет совершить в 2024 году. Успеют ли произвести при таком раскладе 20 самолетов?
МС-21: есть шансы успеть
Как мы писали в статье «Новые российские самолеты — победа или провал?», композит для крыла МС-21 изготавливали из отечественного сырья, но на итальянском оборудовании, которое должно было со дня на день попасть под санкции. Но в конце ноября появилось отечественное оборудование, разработанное ПАО «Яковлев» и ЗАО «Аэрокомпозит» в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана и Южно-Российским государственным политехническим университетом им. Н.И. Платова. Так что ситуация остается под контролем.
Конечно, новая техника почти всегда требует приладки и доработки. И тем не менее план по выпуску шести самолетов в 2024 году выглядит реалистично: машину изначально проектировали под отечественные комплектующие. Хотя гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и уточнил, что шесть МС-21 предприятие сможет поставить в конце 2024-го — начале 2025 года.
Ил-114-300: выпуск отложен из-за аварии
Среднемагистральный самолет, призванный сменить Ан-24 на региональных линиях, задерживается на неопределенный срок. На самом деле три штуки собирались сдать еще в текущем 2023 году. Однако катастрофа военно-транспортного Ил-112В, оснащенного теми же двигателями, что и Ил-114-300, — турбовинтовыми ТВ7-117СТ, внесла коррективы. Случилась она из-за возгорания двигателя, что повлекло расследование и, надо полагать, приостановку производства моторов.
Ту-214: дорогой, прожорливый, но нужный
Среднемагистральный самолет, спроектированный в конце 1980-х — начале 1990-х (первоначальная версия — Ту-214), по понятным причинам изначально был ориентирован на отечественные комплектующие. Два завода, в Ульяновске и Казани, производили по три самолета в год вплоть до 2010-го, когда производство коммерческих версий остановили. Дело в том, что самолет получался слишком дорогим и чересчур прожорливым. Однако в спецкомплектациях модель все же выпускали — в частности, для нужд спецсвязи, наблюдения и разведки, для летного отряда «Россия» (на таком временами летает президент).
Если судить по открытым данным, из запланированных в 2023 году трех бортов до конца декабря успеют собрать один. При этом на 2024 год запланировано сдать уже семь бортов. Проблема в том, что, как заявил гендиректор компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик, смежникам сейчас не до комплектующих к Ту-214: все загружены военными заказами.
Кроме того, два новых корпуса на Казанском заводе, в которых разместят дополнительные мощности по выпуску Ту-214, начали строить только в ноябре 2023-го.
Ил-96-400: взлетит, но медленно
Базовая версия Ил-96-300 была разработана в СССР, а производственная база сохранилась благодаря господдержке: модель использовали в спецотряде «Россия». И с удлиненной модификацией — Ил-96-400 — проблем возникнуть не должно, тем более что первый образец быстро сделали из транспортного Ил-96-400Т. Планы производства — две штуки в год — вполне реальны, но эффект от их появления в отрасли станет ощутимым нескоро.
L-410: импортный, но наш
Чешский турбовинтовой региональный самолет собирали на Уральском заводе гражданской авиации с 2016 года. Его изначально собирались подвергнуть импортозамещению, заменив бортовое оборудование, шасси, а к 2020 году и двигатель. Странно? Ничуть. Чешский Aircraft Industries, выпускавший L-410, до весны 2022 года принадлежал структурам акционеров Уральской горно-металлургической компании, а потом компанию продали чешскому же холдингу Omnipol.
На базе L-410 решено создать российско-белорусскую модель самолета, которая. по официальным планам, пойдет в серию в 2027 году. Планы Минпромторга продолжать производство по 20 машин в год, как будто из Чехии так и приходят сборочные комплекты, выглядят немного комично.
ЛМС-901 «Байкал» на Амуре
Завод для выпуска «Байкала» начинали строить в Комсомольске-на-Амуре в декабре 2023-го и планируют сдать к лету 2025 года. В принципе, сейчас идет речь о сборке 20 машин в год. Но сколько их успеют сделать с лета, при том что потребуется наладить производство?
ТВРС-44 «Ладога»
Среднемагистральный самолет «Ладога», начало выпуска которого официально запланировано в 2025 году, в лучшем случае появится в 2026-м — об этом сообщает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Но на такие сроки и ориентированы предварительные договоренности между производителем и авиакомпаниями. Просто цифры в программе развития отрасли, утвержденной правительством, почему-то оказались оторванными от действительности.
Как бы то ни было, хочется надеяться, что отечественная авиастроительная отрасль наберет обороты, потому что импортная техника в текущей ситуации все чаще совершает вынужденные посадки в поле.