Железобетон тяжелее воды, но в военное время его можно считать водоплавающим. Мы не шутим, именно военная экономика вынудила ряд судостроителей с головой окунуться в мир бетона.
В 1814 году в одном из городков францзского Лазурного берега появился некто Жозеф-Луи Ламбо. В историю он вошел как изобретатель ферроцемента, из которого затем возник один из самых важных инженерных материалов нашего времени — железобетон.
Ламбо пропагандировал ферроцемент изо всех сил, считая его универсальным, и самолично спроектировал первую лодку из этого материала. Уже в конце XIX века его примеру последовали итальянцы и принялись за эксперименты с постройкой кораблей из железобетона.
Не сказать чтобы это было легкой задачей: прочность железобетона все же ниже, чем железа, приходилось делать особо толстые стены, что выглядело жутковато. И к тому же корабли немало весили в сравнении с металлическими собратьями, а потому кушали заметно больше топлива. Тем не менее они были очень даже на ходу.
В годы Первой мировой войны, когда весь мир испытывал явную нехватку стратегических материалов, из доков стали выходить железобетонные водоплавающие. Моряки прозвали их «плавучими надгробиями». Романтично!
Во Вторую мировую подобная практика продолжилась, хотя и не массово. Американцы, к примеру, спустили на воду 24 бетонные баржи. Их и по сей день можно встретить у самых разных берегов. Иногда они полузатоплены, а порой вполне открыты для публики в качестве аттракциона.
Впрочем, бывали в истории корабли еще более странные.
Жаль, Хрущев до такого не додумался. Океаны России и сейчас бы бороздили грациозные панельные хрущевки. Без лифтов и с крохотными камбузами.