Мы все ближе к будущему, когда роботы заменят нас во всех сферах жизни. Однако до полной автоматизации и восстания машин еще далеко, так что можем наслаждаться преимуществами переходного периода. Например, сейчас с помощью искусственного интеллекта и компьютерной графики можно «оживить» практически любую статую, представив ее в реальной жизни.
Но неожиданно обнаружилось, что живой художник из Южной Кореи Унгвон Джонг, тоже занимается «воскрешением» статуй, создавая портреты. И, честно говоря, его работы более живые и человечные, чем 3D-модели, созданные компьютером.
Кстати, если вам интересно, вот как выглядели бы исторические личности прошлого, если бы жили сейчас.
Итак, 10 самых любопытных примеров «воскрешения» известных статуй.
Калигула
Вот так в молодости мог бы выглядеть один из самых импозантных и расточительных римских императоров. Тот самый, который чуть не сделал сенатором своего коня, а также впервые обожествил человека (свою сестру). Калигула жил на широкую ногу и отличался изрядным самодурством, так что многие современники его, мягко говоря, недолюбливали.
Вот так его описывал Сенека: «…омерзительная бледность, выдающая безумие; дикий взгляд глубоко спрятанных под старческим лбом глаз; неправильной формы безобразная лысая голова с торчащими там и сям жалкими волосенками; прибавь к этому шею, заросшую толстенной щетиной, тонюсенькие ножки и чудовищно громадные ступни».
В общем-то искусственный интеллект явно польстил Калигуле!
Платон
Древнегреческого философа тоже изобразили в молодости. Любопытно, что Платон — это не имя, а прозвище, которое обозначает «широкий». Правда, непонятно, то ли имеются в виду плечи философа (он вообще-то был известный спортсмен и чемпион по древнегреческой борьбе — панкратиону), то ли его широкий лоб. Во всяком случае на портрете, сделанном ИИ, лоб должной ширины явно присутствует!
Гай Юлий Цезарь
В данном случае ты смотришь на гениального древнеримского полководца, который положил конец какой-никакой римской демократии и установил свою единоличную власть. Недаром его имя стало синонимом слова «правитель».
Кстати, от слова «цезарь» происходит слово «царь». Надо признать, римляне не то чтобы сильно противились такому ходу вещей. Еще при жизни Цезаря начали обожествлять. Правда, кончил он в итоге все равно плохо — в ходе заговора сенаторов от руки Брута.
Давид
Самая известная работа Микеланджело представляет собой классический образ итальянца конца XV века. Ну ладно, идеального итальянца. Именно так жители Флоренции и восприняли этот шедевр, когда он впервые был выставлен на центральной площади города.
Про ветхозаветные отсылки (Микеланджело имел в виду библейского юношу Давида, который победил великана Голиафа) быстро забыли, и молодой красавец воспринимался как суровый защитник города — абсолютно обнаженный, так как ханжеское лицемерие тогда было не в ходу.
Что интересно, гораздо позже, в викторианском обществе, копию статуи Давида в Британском музее снабдили съемным фиговым листком на случай визита королевы. Кажется, нашему Эрмитажу тоже скоро придется на это пойти…
Венера Милосская
Венеру считают одной из вершин эллинистического реализма. Так что сделать ее правдоподобный портрет было не так уж сложно. Кстати, в данном случае ты видишь не работу ИИ, а картину, написанную южнокорейским художником.
Что интересно, довольно тяжелый нос Венеры был добавлен в ходе реставрации во Франции в 1870 году. То есть изначально статуя была найдена на острове Милос в Эгейском море в самом плачевном состоянии: без рук, носа и ноги. Предположительно ее доставили туда в качестве сырья для производства извести!
Однако античный шедевр не успели размолоть в пыль. В 1820 году французы спасли красавицу и увезли в подарок своему королю, который определил статую в Лувр. Там же лицо Венеры восстановили — в соответствии с представлениями французов об идеальных носах. Так что не обессудь.
Гомер
Этот удивительный портрет снова сделан художником. Как известно, древнегреческий сказитель был абсолютно слеп, что не так очевидно в чертах римской скульптуры (копия с раннего античного образца), зато удалось передать Унгвон Джонгу.
Правда, в том, что Гомер реально существовал, историки до сих пор не совсем уверены. Вполне возможно, что это собирательный образ древнегреческих собирателей фольклора, так же как «Илиада» и «Одиссея» не принадлежат одному автору, а были созданы поколениями древних греков.
Нерон
Кто не знает поджигателя Древнего Рима! Эта скульптура была сделана в более поздние годы, когда Нерон пытался отрастить бороду (она упорно не росла) и длинные волосы, чтобы быть похожим на повелителя муз Аполлона. Как известно, Нерон считал себя великим музыкантом и поэтом.
Реалистичное изображение, созданное ИИ, также передает рыжий цвет волос императора, за который его прозвали «огненнобородым». Впрочем, насчет бороды ему явно льстили.
Александр Македонский
Скульптура изображает Александра в образе Гелиоса — бога Солнца. Современники описывали великого полководца как томного юношу с «нежным овалом вечно безбородого лица», хрупкого сложения, который не очень любил спортивные состязания и предпочитал им состязания поэтов. Кожа у Александра была очень белая, на лице даже красная. Он много времени посвящал уходу за телом.
В общем-то ИИ удалось передать внешность метросексуала (интересно, насколько этот термин применим к Древней Македонии, а также к царю, который не вылезал из шатров в военных походах?), однако он явно приукрасил царя и сделал его лицо более мужественным.
Впрочем, несмотря на изнеженность, Александр был объективно удивительным полководцем. В одном из своих военных походов он и умер при таинственных обстоятельствах, о чем мы, кстати, писали в статье 5 самых загадочных смертей известных людей.
Клеопатра
Последняя египетская царица, которая была любовницей сразу и Юлия Цезаря, и Марка Антония, — один из любимых персонажей для современных пьес и киносценариев. Клеопатру сыграли так много известных красавиц, что представить ее «вживую» очень сложно, тем более что ее достоверных изображений не сохранилось.
Есть бюст, который ты видишь на картинке слева, который считается наиболее вероятным изображением Клеопатры. Тем не менее в отношении ее красоты еще современники отмечали, что она была, скажем так, не классической.
Плутарх писал: «Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие…»
Так что барышня с довольно крупными чертами лица, которую ты наблюдаешь на реконструкции ИИ, вполне могла быть той самой несравненной царицей!
Эхнатон
Напоследок мы оставили самое удивительное. Изображение слева — это не компьютерная модель и не портрет, а фотография реального американского актера Амина эль Гамала. Его родители были египтянами, так что сходство неслучайно.
Поклонники актера поставили его фото рядом с изображением древнеегипетского фараона Эхнатона, и коллаж стал вирусным. Амину стали писать письма, в которых его называют реинкарнацией фараона!
Эхнатон известен своими странными изображениями: очень высоким ростом, непропорционально большой головой и женскими бедрами. Ученые спорят, что это — древнеегипетский экспрессионизм или свидетельство генетического заболевания.
Но возможная генетическая особенность не помешала Эхнатону жениться на знаменитой красавице Нефертити.
Может, в Амине эль Гамале и впрямь проявилась тайна древних времен?