Поразительно, что первые такие удивительные и смелые проекты воплощались еще в викторианскую эпоху. В 1866 году только родился Герберт Уэллс, а Жюль Верн пребывал в полном расцвете сил и наверняка с упоением следил за событием. Точнее, за двумя событиями, ибо соединять океан кабелем пришлось дважды.
Интернета в те годы не было и не планировалось, как и телефонных коммуникаций. Зато вовсю развивался телеграф. В начале XIX века инженеры полагали, что дистанционную телеграфную связь построить принципиально невозможно, а все из-за досадных ошибок в расчетах. К счастью, научные заблуждения были преодолены, и в 1837 году в Лондоне заработал первый общественно-коммерческий телеграф.
Практически сразу начались эксперименты по прокладке проводов не только под землей и над землей, но и по морскому дну. Камнем преткновения стал поиск изолятора, который бы не портился от соленой воды и обеспечивал полную электрическую изолированность. Такой материал был найден — похожая на каучук смола гуттаперча. К сентябрю 1851 года провели первый телеграфный кабель под Ла-Маншем.
В 1854 году американский предприниматель Сайрус Уэст Филд загорелся прожектом — решил устроить такую же мгновенную телеграфную связь между Европой и Америкой. Для работы он привлек уникальных специалистов по электрике, коммуникациям и географии.
Лейтенант Мэтью Мори, большой эксперт в океанографии, прочертил предполагаемую карту прокладки. Кабель должен был пролечь в местах с наименьшей глубиной.
Сайрус Филд привлек соинвесторов и закупил более четырех с половиной тысяч километров провода. На тот момент это был продвинутый кабель, а по нынешним временам — проще некуда: семь толстых жил, покрытых тремя слоями гуттаперчи и конопляной обмоткой. Дополнительно сигнал экранировался спиральными витками железа.
Задумка была интересной: провод грузили на два корабля, которые выходили из пунктов назначения навстречу друг другу и постепенно погружали телеграфный кабель в воду, а посреди океана должны были встретиться — там планировалось произвести соединение двух концов.
В 1857 году процесс пошел, однако очень быстро зашел в тупик: провод постоянно рвался, буквально с первого дня. Еще бы, километр кабеля весил немало — более полутонны. Пришлось ждать несколько месяцев, пока море успокоится и работать станет проще.
Через год после старта прокладки кабеля, 10 августа 1858 года, по нему прошло первое сообщение: «Европа и Америка соединены телеграфом. Хвала Всевышнему; мир на земле и всем добра». Звучит будто строки из песни Джона Леннона.
Песен тогда еще не передавали — трансляция производилась посредством азбуки Морзе. Изобретатель азбуки, американец Сэмюэл Морзе, кстати, был одним из инвесторов трансатлантического проекта.
Сигнал проходил с огромными помехами, так что на передачу небольшого послания тратилось несколько часов. Но даже это в те времена считалось фантастическим достижением. В Нью-Йорке по такому случаю устроили праздничные шествия с салютом.
Да только радость была преждевременной: через месяц связь оборвалась, что-то произошло со злополучным кабелем. Некоторые даже стали подозревать в Сайрусе Филде жулика — ак сейчас многие до сих пор не могут смириться с идеями Илона Маска).
Филд, кстати, многим походил на Маска. Он, например, разбогател очень рано, к тридцати годам, что и позволило ему заварить всю эту авантюру с телеграфом.
И Филд так же не унывал и не сдавался. Он дождался, когда ему предложат еще более современные провода. Надежные и помехоустойчивые. И такие нашлись. Правда, адски тяжелые: почти тонна на километр. 15 июля 1865 года началась прокладка телеграфа 2.0.
И вторая попытка увенчалась успехом в 1866 году. Скорость трансляции и впрямь выросла: восемь слов в минуту. Наука восторжествовала.
Сайрус Филд получил многочисленные награды и почести от правительств многих стран мира. Однако его коммерческая деятельность не всегда складывалась гладко, и под конец жизни его финансовое положение было незавидным. Так что умер он в скромности в возрасте 72 лет.
Да, упорство инженеров и кораблестроителей прошлого поражают человека современного. Посмотри, как наши предки строили колоссальные корабли из дерева размером с пол-"Титаника».