В мире не так много ледоколов, уж больно они дороги. А атомных ледоколов нет ни у кого, кроме России, потому что это вообще космические затраты. В создание ледокола «Арктика», головного в проекте 22220, вложено 42 млрд руб. ($709 млн). Построили его в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе.
Для нашей страны ледоколы — необходимость. Это вопрос и экономики, и политики. По Северному морскому пути нужно вывозить сжиженный природный газ с Ямала, доставлять грузы на Крайний Север и Дальний Восток. И вообще обозначать свою ведущую роль в Арктике. Кстати, если тебе кажется, что глобальное потепление сделало ледоколы неактуальными, имей в виду: все не так радужно, год на год не приходится. Прямо сейчас, в январе 2022-го, «Арктика» бьется со льдами в Чукотском море, по одному проводя в Певек грузовые суда.
Что может «Арктика»?
Согласно заявленным характеристикам, «Арктика» способна преодолевать льды толщиной до 2,8 м, двигаясь со скоростью 1-2 узла (1,85-3,7 км/ч). И не будем забывать, что лед такой толщины, как правило, многолетний, а он в разы прочнее однолетнего. Максимальная же скорость «Арктики» на чистой воде составляет 22 узла (40,7 км/ч).
Длина судна — 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33 540 т. Автономность плавания — 6 месяцев.
Ложка со смазкой
Все современные ледоколы имеют нос в форме ложки или что-то вроде того, чтобы наваливаться на льды сверху и проламывать их собственным весом. Это оказалось самой эффективной концепцией борьбы со льдами.
Но это еще не гарантирует успеха. Сильное сопротивление создает трение льда о корпус — и с боков, и уже после того, как отколотые глыбы оказались под днищем. Лед отнюдь не скользкий — скольжение обеспечивает слой воды, образующийся от трения между ним и другим материалом при плотном прилегании. А так вообще лед, особенно при низких температурах, — тот еще абразив. Даже в воде. Поэтому у «Арктики» есть система воздушной смазки. В передней части корпуса просверлена линия отверстий, выпускающих воздух. Слой пузырьков, облепляющих днище, существенно снижает трение.
Как у внедорожников
Еще одна особенность «Арктики» — двухосадочность. Это как изменяемый клиренс у внедорожников. Дело в том, что ледопроходимость зависит от осадки судна: чем она больше, тем лучше. С другой стороны, из-за солидной осадки крупные атомные ледоколы не могут заходить в устья рек. А вот «Арктика» может. Корпус у нее двойной, в промежуток между слоями стали залита балластная вода. В штатном режиме осадка — 10,5 м, а если надо зайти в реку, воду откачивают, и осадка уменьшается до 8,5 м. Процесс этот занимает около 4 часов.
Ну и, разумеется, корпус спроектирован с прицелом на непотопляемость. Кроме того, что он двойной, у него десять водонепроницаемых отсеков. Масса корпуса — 60 000 т.
Одна заправка на 7 лет
Самый мощный ледокол в мире выдает почти 82 000 л.с. Его силовая установка состоит из двух ядерных реакторов «Ритм-200», двух турбогенераторов и трех электромоторов. Реакторы компактные, оба умещаются в отсеке 6х6 м. Небольшие они за счет того, что первый водяной контур у них интегрирован в корпус. Одной заправки обогащенным ураном хватает на 7 лет, а расчетный срок службы реакторов составляет 50 лет. Степень обогащения урана — только 20%, чтобы его нельзя было использовать для создания оружия.
Реакторы нагревают воду, пар крутит турбогенераторы, те подают электричество на моторы, моторы вращают три винта, каждый диаметром 6,2 м. Лопасти винтов сделаны из прочной стали, которой не страшны удары об лед.
Служба с бассейном
Несмотря на размеры, «Арктикой» управляет сравнительно небольшой экипаж — всего 72 человека. Побывавшие на борту рассказывают, что условия для жизни команды весьма приличные — например, есть не только сауна, но и бассейн с морской водой. Для безопасности экипажа есть закрытые шлюпки, а для нужд разведки и посадки-высадки пассажиров — «Чилим», катер на воздушной подушке. Разумеется, есть и вертолетная площадка с вертолетом.
Сейчас в строю уже два атомных ледокола серии 22220 — «Арктика» и «Сибирь», принятая в состав атомного ледокольного флота 24 декабря 2021 года. К концу 2022-го обещают сдать третье судно — «Урал». И заложено еще два новых.
По материалам ФГУП «Атомфлот», РИА «Новости» и книги В. Худякова «Покорение Арктики. Ледоколы». Фото ОССК, Ямал-Медиа, atomic-energy.ru, korabel.ru.