Невенчаные браки на Руси
Как там было с разводами у наших языческих предков, всяких кривичей, вятичей и прочих недобитых древлян, мы точно не знаем. Зато уже после крещения Руси было много интересного. Церковный устав, который приписывают князю Владимира Святославичу и датируют концом X — началом XI века, уже упоминает о разводах. Хотя Евангелие у православных с католиками одинаковое: можно разводиться, только если жена прелюбодействует.
В «Уставе князя Ярослава о церковных судах» (середина XI века) прямо сказано, что за развод мужа положено штрафовать, причем в зависимости от социального положения. Половина штрафа шла жене, половина — церкви. Упомянут и развод по взаимному согласию: за него тоже штрафовали, причем с венчаных супругов брали 12 гривен, а с невенчаных — 6. Выходит, что тысячу лет назад на Руси: а) существовало понятие гражданского брака; б) церковь признавала его легитимность. И, судя по всему, среди простых людей это было весьма распространенной практикой.
Надоело? В монастырь!
Церковь на Руси считала основанием для развода покушение на убийство мужа и кражу у него чего-либо, а также, разумеется, прелюбодеяние жены. К последнему приравнивалось и хождение дамы на «пиры, игрища и в бани» с посторонними мужчинами.
А вот мужа за секс на стороне наказывали только в том случае, если от него вне брака рождались дети. Тогда год епитимьи, штраф и… возвращение в лоно семьи. А епитимья ведь дело такое — на усмотрение батюшки.
«Устав Ярослава» позволял развод в случае ухода одного из супругов в монастырь, чем и пользовались князья и цари, насильно отдавая постылых жен в постриг. Зато с больной женой, равно как и с мужем, расставаться запрещалось.
А вот у демократичных новгородцев женщина могла развестись с мужем, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также если муж «начнет красть одежду жены или пропивать». При этом церковь накладывала на женщин трехлетнюю епитимью.
Пришел Петр и все испортил
Петровские реформы начала XVIII века все усложнили. Расторжение брака по обоюдному согласию запретили, но женам, страдающим от жестокого обращения, разрешили проживать отдельно от мужа. Однако права на новый брак это не давало.
Официальным поводом для развода стало считаться сумасшествие, приговор супруга к вечным каторжным работам или бессрочной ссылке и, наконец, отпадение от христианской веры. Прелюбодеяние, разумеется, тоже осталось в списке, но его требовалось доказать. Например, прославленный полководец граф Суворов требовал развода с неверной супругой, но, поскольку со свечой у ложа прелестницы никто не стоял, иск Александра Васильевича так и не удовлетворили. Хотя фельдмаршальская жена вовсю вертела хвостом в общественных местах в сопровождении молодого офицера.
Что касается брака без венчания, то лишь в 1774 году Священный Синод издал указ, объявивший такой союз незаконным.
Всех на свободу!
Полная свобода разводиться наступила для граждан России в 1918 году. Причин для развода больше не требовалось, достаточно было заявления одного из супругов, и за полчаса гражданский суд рассмотрит дело. Церковь пыталась отрицать такой подход, но очень скоро ей стало не до этого. Много позже, в эпоху развитого социализма, советские власти пытались бороться за институт семьи и даже добиться признания разводов постыдным явлением. Но успехом эта борьба, как ты знаешь, не увенчалась.
О том, как обстояли дела в остальном мире, мы писали в статье «Краткая история разводов: от Междуречья до Трансильвании».