США: бывает ли легче?
В США на водительские права сдать просто, хотя нюансы могут отличаться в зависимости от штата.
Необходимое обучение для того, у кого раньше вообще не было прав, — только 4 часа теории. Стоит курс $30 и проводят его онлайн. Говорят, интересный: в него входят и знания об особенностях действия наркотиков. Потом нужно оплатить госпошлину — $10 и саму процедуру экзамена — от $30 до $98 в зависимости от штата.
После теста на знание правил, в который входят вопросы о размерах местных штрафов, будущему водителю выдают временные права, с которыми можно проходить обучение — ездить самостоятельно в присутствии опытного водителя.
При сдаче экзамена на вождение первым делом проверяют знание систем автомобиля. «Включите левый поворотник, аварийную сигнализацию, ручной тормоз» и так далее. Потом «площадка»: в некоторых штатах это только параллельная парковка, в других добавляется движение задом, разгон-торможение. Могут спросить, как будешь парковаться или трогаться на горке, причем обычно нужно просто на словах объяснить, так как горки на площадках сдачи редкость. Вождение по городу простое, без хитрых ситуаций. Достаточно не превышать скорость, останавливаться перед знаком «стоп» и картинно вертеть головой перед каждым перекрестком и перестроением. Кстати, приезжают на экзамен на своей машине. Если не сдал, можно прийти на следующий день. А правила вообще разрешают пересдать в тот же день.
Германия: проверяющий сзади
В Германии для тех, кто получает права впервые, необходимый минимум теоретических занятий составляет 14 часов. Практики должно быть не менее 12 часов, из которых три — ночная езда и четыре — движение по автобанам. Школа берет за обучение и внутренние экзамены от 1500 до 2500 евро (128-213 тысяч руб.)уб.
Государству же за экзамен по теории нужно заплатить € 22,49 (1900 руб.). Если не сдал — бери еще два занятия по правилам и через две недели можно сдавать повторно. Если не осилил с трех заходов, следующий — через три месяца.
Экзамен по вождению стоит € 116,93 (9967 руб.) и длится до 45 минут. Проверяющий при этом сидит на заднем сиденье автомобиля. В городе помимо прочего уделяют особое внимание тому, заблаговременно ли ты остановился, чтобы пропустить пешеходов. Ну и, само собой, есть параллельная парковка и проверка знания систем автомобиля. Помимо традиционного набора фары-поворотники-ручник могут, например, попросить открыть капот.
Япония: вождение на совести школы
Как ты понимаешь, в Стране восходящего солнца все по-своему.
Например, там есть выездные автошколы с проживанием в гостинице. Это позволяет сделать курс интенсивным и пройти обучение за 2-3 недели. Каждый день — 4 урока по часу: 2 — теория, 2 — практика. Стоит это 150 000 иен (около 97 000 руб.). Такой подход популярен у молодежи.
Обычные курсы длятся 2-3 месяца и обходятся примерно в 230 000 иен (149 000 руб.). Они включают 26 часов теории и 34 часа вождения. После 19 часов практики учащемуся выдают временные права, позволяющие управлять автомобилем в присутствии опытного водителя. После завершения учебы — внутренний экзамен. При этом в префектуре сдают только теорию, в билете 100 вопросов. Вождение же остается на совести школы.
Великобритания: экзамен с поддержкой
В Великобритании процесс получения прав можно начинать в 15 лет и 9 месяцев. Для этого нужно заплатить 34 фунта стерлингов (3435 руб.) и подать заявление на получение временной водительской лицензии. С ней можно управлять автомобилем в присутствии опытного водителя — инструктора, друга или родственника.
К теории учащийся готовится самостоятельно, пошлина за экзамен по правилам составляет 23 фунта (2324 руб.). Обязательного минимума уроков по вождению тоже нет, а за проведение экзамена берут либо 63 фунта (6365 руб.) — это в будни днем, либо 75 фунтов (7577 руб.) — вечером, в выходные или праздники.
Интересно, что на экзамен по вождению разрешают взять с собой инструктора для моральной поддержки. Хотя это необязательно.
Тест длится до 40 минут, из которых примерно половина — свободное вождение по навигатору. В процессе экзаменующий несколько раз просит остановиться, в том числе там, где этого делать нельзя. Могут попросить запарковать машину передом, а потом выехать из парковочной ячейки задом. Иногда просят сдать на пару корпусов назад или экстренно затормозить. Если не сдал, следующую попытку можно сделать не ранее чем через 10 дней.
Китай: «хуэй че», товарищ!
Экзамен на право управления автомобилем категории С1 (это наше В) в Китае состоит из четырех частей. Первая — на знание правил в сфере дорожных знаков, разметки и тому подобного. За нее берут пошлину в 50 юаней (около 600 руб.). Нужно ответить на 100 вопросов теста за 45 минут и сделать не более 10 ошибок. Не смог? Следующая попытка через 20 дней.
Тест по вождению состоит из города и площадки, но перед этим нужно обязательно взять как минимум 10 занятий по маневрированию. Кстати, в учебной машине стоит камера, каждые 15 минут делающая фото ученика и отсылающая его в систему для контроля. Площадка довольно простая — заезд на парковку, змейка, эстакада. Зато экзамен по вождению в городе принимает компьютер. Идентификация сдающего — по отпечатку пальца. До начала движения программа проверяет навыки управления светом: озвучивает ситуации, на которые водитель должен правильно реагировать. Скажем, по команде «хуэй че» надо выключить дальний свет, потому что это значит — встречный автомобиль. И собственно проезд по городу тоже сопровождается командами компьютера. Если все успешно, последняя часть экзамена в тот же день — опять на правила. Нужно оценить ситуации вроде едущего со скоростью 80 км/ч нетрезвого скутериста, говорящего по телефону, — указать, сколько нарушений водитель сделал. Пошлина за три последние части в районе 120 юаней (1500 руб.).
Фото: Getty Images