Польза некоторых гениальных изобретений не кажется очевидной. В начале XX века многие инженеры интересовались преимуществами гироскопа — устройства, которое делает устойчивыми самые неустойчивые предметы. Ведь, согласись, локомотив, который едет по единственному рельсу и не падает, — это нечто странное. Как и автомобиль на двух колесах, который почему-то не заваливается набок.
Тем не менее именно изобретению такой машины — гирокара — посвящал все свое свободное время русский аристократ граф Петр Шиловский. Талантливый и целеустремленный инженер-самоучка считал, что у двухколесного автомобиля, стабильность которому придает вращающийся ротор, то есть гироскоп, огромные перспективы.
Граф надеялся, что гирокар может стать эффективным военным транспортом. По мнению Шиловского, двухколесный автомобиль при прочих равных превосходил четырехколесный в проходимости и топливной экономичности.
Ну а чтобы подтвердить свои теоретические выкладки на практике, граф обратился к британской фирме Wolseley (по-русски читается как «Вулзли») с просьбой построить транспортное средство по его чертежам. Впервые конструкция, которая вошла в историю как «гирокар Шиловского», была представлена в 1912-м.
Англичане построили громоздкую и тяжелую двухколесную машину с пятиместным салоном. Снаряженная масса составляла жутковатые 2,7 тонны, из которых только на гироскоп диаметром больше метра приходилось 600 кг. В движение машина приводилась 3-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем, развивавшим чуть больше 20 л.с. Причем примерно 10% мощности уходило на питание динамо-машины и электромотора, которые поддерживали постоянное вращение гироскопа. При 2000-2300 об/мин он обеспечивал двухколесной машине абсолютную устойчивость.
Во время тестов на улицах Лондона в апреле 1914-го сам Шиловский призывал всех желающих проверить устойчивость гирокара. Несмотря на все потуги, опрокинуть диковинную машину не получилось ни у кого. При этом гирокар свободно ездил вперед-назад, а в случае остановки гироскопа из нижней части кузова автоматически выдвигались два дополнительных колеса. Они же обеспечивали устойчивость припаркованной машине.
Поспорить с гениальностью конструкции автомобиля Шиловского могла только неясная сфера его применения. В перспективы военного транспортника при такой массе верилось с трудом. Сегодня же и вовсе многие называют гирокар Шиловского гениальным ответом на вопрос, который никто не задавал.
Вскоре после лондонских испытаний гирокара началась Первая мировая война, за которой последовала революция 1917 года. И о русском предке сегвея благополучно забыли… Ну как забыли… Сотрудники компании Wolseley, помогавшие Шиловскому строить машину, закопали ее на заводском дворе. Очевидно, чтобы русское супероружие не досталось врагу.