Одна из древнейших (VII–VI вв. до н. э.) религий — зороастризм — использовала в ритуале очищения виноградное вино, уже тогда оно символизировало кровь и круговорот жизни и смерти. Применяют спиртное в своих обрядах и ныне процветающие религии.
Даже в исламе алкоголь не всегда был криминализирован. Пользуясь тем, что буквально запрет распространялся только на хамр — алкоголь из винограда, — различные исламские учителя древности допускали употребление кумыса и не только его, предостерегая только от сильного опьянения. Впрочем, в ритуальных целях спиртное в исламе, кажется, никогда не использовали.
А уж языческие традиции, связанные с алкоголем, процветают широчайшим образом. Взять хотя бы рюмку водки, которую ставят на могиле или выливают на нее, — типичное подношение усопшему. Очень близкое по сути к выплеснутой на землю у забайкальского бурхана водке — в тех краях многие местные жители считают правильным выказать уважение духам. А в аграрных районах России и Украины как минимум до недавнего времени существовала традиция класть в гроб бутылку водки. Есть, однако, и официальные обряды, в которых алкоголь играет ключевую роль.
Кумыс в шаманизме
У многих сибирских народов сохранились ритуальные практики, связанные с кумысом. И сам этот напиток, и посуда, в которой его готовят для праздников и подают, имеют священный статус. Пример такого торжества — якутский Ысыах, посвященный наступлению весны.
Академик Г. Ф. Миллер, изучавший Сибирь 1733–1743 годов, пишет:
«Первое молоко якуты собирают, пока не ожеребятся все кобылы, заквашивают и делают кумыс для Ысыаха. <…> Весь заготовленный кумыс выпивается во время Ысыаха». И только некоторое время спустя, по свидетельству исследователя, разрешалось употреблять кумыс как обычный напиток.
В наши дни, как и раньше, на Ысыах кумысом кропят землю и огонь, чтобы соответствующие божества даровали собравшимся благословение. После этого празднующие пьют по очереди кумыс из священного сосуда — чоорона.
Саке в синтоизме
В Японии гармонично сосуществуют буддизм и синтоизм — политеистическая религия, в которой у каждой речки и горки, не говоря уж про остальное, есть свой ками — дух-покровитель или даже божество. И вот в синтоизме, традиции которого японцы практикуют для совершения обрядов, заметное место отводят саке.
Его, во-первых, целыми бочонками жертвуют Инари, андрогинному божеству, ведающему плодородием во всех его смыслах, а также бизнесом, успехом и саке (между прочим, очень логичная связка, не хватает только сауны). Впрочем, саке преподносят и другим богам — хорошую выпивку нестыдно дарить даже высшим силам. Да и у саке не один покровитель — есть даже духи винокурен, его производящих.
Кстати! Пожертвованное богам саке можно и нужно пить человеку — считается, что это дает защиту и благословение бога.Во-вторых, важная функция саке — употребление под священные тосты. Например, за то, чтобы присутствующие духовно объединились перед лицом богов. Или в память об умершем человеке — такой тост называется «кенпай». Произнося его, человек поднимает бокал на уровень глаз, подносит напиток ко рту, восклицает «тост!» и возносит тихую молитву за усопшего.
Наконец, саке — часть синтоиской свадебной церемонии. Жених и невеста обмениваются тремя разноразмерными чашами для сакэ, составленными в пирамидку, и пьют из этих чаш по три раза из каждой. Обычай так и называется — Сансанкудо, то есть «трижды три — девять». Идея тут и в самом саке, имеющем статус ритуального напитка, и в том, что число три издавна считается в синтоизме счастливым. Ну а девять представляет собой вершину этой благоприятности.
Вино в иудаизме
У иудеев есть замечательная традиция — шабат. Начинается («заходит») шабат в пятницу, на заходе солнца, заканчивается в субботу на закате. При его наступлении семья собирается вместе и совершает шабатный седер («седер» в буквальном переводе с иврита значит порядок, но в данном случае точнее будет сказать обряд). В ходе этого ритуала глава семьи читает молитву, а потом все обязательно пьют вино и едят хлеб. Маленьким детям вино часто заменяют виноградным соком.
В течение шабата нельзя совершать никакую работу (а также управлять транспортом с ДВС и электродвигателем, включать электроприборы, касаться денег). Но вот вино как раз пить можно — также как беседовать, читать, заниматься любовью.
Ну а во время пасхального седера традиция предписывает иудею выпить четыре порции вина (не менее 75 мл, но тому, кто хочет исполнить традицию наилучшим образом, рекомендованы 150 мл). В идеале — залпом. Детям примерно лет с шести на Песах тоже дают вино, хотя отпить им его достаточно столько, сколько поместится во рту.
Тут надо пояснить, что праздники в иудаизме в современной его форме в основном опираются на историю.
В Песах, например, отмечают избавления от египетского плена. Как тут не выпить! Еще один большой праздник — Пурим. Он связан со спасением евреев от истребления в Древней Персии. В этот день соблюдающий традиции иудей должен выпить столько вина, чтобы перестать различать, произносит ли он проклятия злодею Аману или благословения спасшему всех Мордехаю. И это правило ортодоксы неуклонно соблюдают.
Вино в православии и католицизме
В православии вино во время причастия дают даже грудным младенцам. Отметим — только вино, потому что проглотить хлеб младенцы до определенного возраста не могут. Разумеется, вина там несколько капель, но тем не менее любой ребенок воцерковленных родителей вправе сказать: «Впервые я попробовал спиртное, когда мне было 0 лет».
Верующим постарше дают и хлеб, и вино. Считается, что после таинства Евхаристии они превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Вообще причастие — ключевой мистический ритуал православия и католицизма. И это настолько серьезно, что у католиков прихожан зачастую причащают только хлебом, чтобы избежать опасности расплескать кровь Спасителя. Но сами-то пасторы во время ритуала обязательно принимают вино.
Истоки традиции причастия — в Тайной Вечере, когда Иисус Христос с учениками пили вино и закусывали хлебом:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Матф., 26-28).
*Кстати, скорее всего Иисус и его ученики пили разбавленное сладкое вино, ничуть не похожее на кагор.