С самого начала паровозов люди боялись как огня. Да что там говорить, паровоз это и есть огонь, да еще движущийся! Завидев поезд, люди крестились и переходили на другую сторону улицы, где и попадали под лошадь.
На 15 сентября 1830 года было запланировано открытие одной из ключевых транспортных магистралей Великобритании — железной дороги между Ливерпулем и Манчестером. Уникальная двухколейная трасса станет первой междугородной железной дорогой в мире. Она соединит промышленность Манчестера с портовыми структурами Ливерпуля.
Настоящее событие! Изрядно шуму наделало и заявление о полном отказе от конных локомотивов в пользу паровых на этом направлении, а также о запуске пассажирского и почтового сообщения помимо грузового.
Немудрено, что толпы людей собрались вдоль дороги, чтобы увидеть, как прогресс проносится перед их глазами.
Главным гостем был сам премьер-министр Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон. Герой нации. Мы его знаем по учебникам истории, это он одолел Наполеона при Ватерлоо. Для него построили шикарный спецвагон.
В том же поезде рассаживали его приближенных и коллег. В их число входил Уильям Хаскиссон — парламентарий и финансист, один их самых влиятельных джентльменов той эпохи.
Доктор отговаривал Хаскиссона посещать мероприятие, ибо тот был уже немолод и слаб здоровьем. Однако разве можно было такое пропустить!
В день открытия торжественно запустили восемь составов из Ливерпуля. Первым отправился поезд с герцогом и его роскошным вагоном.
Ровно посреди пути, на железнодорожной станции Парксайд, была совершена остановка. Локомотив здесь планировалось дозаправить углем и водой. Пассажирам запретили выходить, хотя многих это не остановило.
Хаскиссон выскочил на рельсы и прошелся до герцога, чтобы поздороваться. Герцог высунулся из вагона и пожал руку гостю.
Как раз в этот момент по второму пути приблизился другой состав. Стоявшие между путями пассажиры прижались к вагонам, чтобы их не задело. Места там было достаточно, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Однако Хаскиссон запаниковал и стал метаться — то к одной стороне колеи, то к другой. Ему стали кричать, чтобы он не суетился и бежал к поезду.
Хаскиссон так и сделал. Только совершил ошибку. Он ухватился за дверь вагона, она открылась, и Хаскиссон повис на ней прямо перед мчащимся локомотивом. Удар паровоза отбросил беднягу на рельсы, и поезд прокатился по его ноге.
После экстренного торможения еще живого парламентария перенесли на один из локомотивов. Вагоны отсоединили и паровоз погнал с невиданной для тех времен скоростью — 65 километров в час. Хаскиссона доставили в дом священника, где за него взялись врачи. К сожалению, безуспешно: пациент не дожил до следующего утра.
Для Британии сия трагедия возымела принципиальное значение. Скверно, когда ты знаменитый и видный политик, а в историю входишь как первая жертва паровоза. И все же была какая-то польза в жертве Уильяма Хаскиссона: о случае столько писали, что люди мгновенно осознали опасность нового транспорта и вели себя осмотрительнее.
Хотя злые языки поговаривают, что пара человек погибли на этой дороге еще на этапе строительства, но кто будет считать простолюдинов!
А Артур Уэлсли с той поры возненавидел поездки по железной дороге.
Теперь нечто совершенно иное — минутка позитива. Посмотри, как один великий британец прокатился по советской железной дороге. История одной фотографии: Дэвид Боуи в поезде Владивосток — Москва, 1973 год.