Расскажем, как Рунет таким стал, c генеральным продюсером подкаста «История Российского Интернета» — Александром Долговым.
Этимологически слово «Рунет» появилось в 1997 году, его придумал блогер Раффи Асланбеков, употребив в одной из своих статей. Термин прижился, и в 2001 году слово появилось в Орфографическом словаре РАН.
Когда он появился фактически, дискуссионный вопрос. Источники выделяют три даты.
28 августа 1990 года. В этот день ученые Курчатовского института связались по телефонному модему с коллегами из Хельсинского университета.
Осенью 1990 года — тогда появился домен.su (Soviet Union, Советский Союз). Его использовали даже после распада СССР — вплоть до 1994 года.
7 апреля 1994 года — в этот день был зарегистрирован домен.ru. Россия получила «официальное» место в мировом Интернете, и с тех пор 7 апреля — официальный день рождения Рунета, несмотря на то что Интернет в России и на постсоветском пространстве появился раньше.
Антон Носик — создатель СМИ и блогов
Одним из родоначальников Интернета считается блогер Антон Носик. Карьеру он начал как журналист. Вел рубрику «Наши сети», а затем запустил ежедневный сетевой информационный бюллетень «Вечерний Интернет», где рассказывал о новостях Всемирной паутины.
Носик не только рассказывал о Сети, но и активно участвовал в запусках интернет-проектов. Например, интернет-СМИ «Вести.Ru», «Газета.Ru» и Lenta.Ru. Кроме того, он работал в агентстве SUP, которое стало новым владельцем сервиса LiveJournal («Живой журнал»).
Носик стал одним из первых обладателей блога в «ЖЖ». А это именно та площадка, где появились первые авторские блоги в Рунете и постепенно развилась полноценная жизнь. Причем Носик не хотел, чтобы его блог цитировали СМИ, поэтому сделал никнейм таким, что ссылаться на его страницу не позволяла цензура.
У пользователей были локальные термины и юмор. Например, именно там зародились языки «упячка» и «олбанский» — искаженные версии российских слов, чтобы дать им ту или иную эмоцию. Позже эта тенденция распространилась и на другие площадки с российским комьюнити — например, в «ТикТоке» принято «флексить» и «рофлить».
Telegram и «ВКонтакте» — площадки Павла Дурова, поменявшие общение в Рунете
В 2014 году Дуров продал активы сети «ВКонтакте» и занялся другим проектом — мессенджером Telegram. Он позиционируется как мессенджер с высоким уровнем анонимности, но при этом выделился и функциональностью. В 2016 году в нем появились каналы, с тех пор это настолько полноценный источник массовой информации, что там устраивается рейтинг цитируемости среди СМИ и журналистов. Кроме того, интерфейс приложения настолько удобный, что ему подражают WhatsApp и iMessage.
Впрочем, это международный мессенджер, хотя Россия для него — ключевой рынок. До этого Дуров занимался соцсетью «ВКонтакте», которая моментально стала самой популярной в России и фактически сделала Рунет таким, каким мы его знаем.
Сеть «ВКонтакте» появилась в 2006 году. Тогда у сайта еще был домен vkontakte.ru. И он не был создан для массовой аудитории, при входе на сайт висело объявление: «Добро пожаловать в закрытый справочник студентов и выпускников элитных ВУЗов России. Этот сайт создан для того, чтобы друзья и однокурсники всегда оставались в контакте».
Но удобная функциональность и привлечение пользователей с помощью розыгрышей техники Apple между теми, кто приводит друзей, сделали так, что планомерно сервис стал основной платформой для общения у россиян.
В октябре 2010 года случилось главное событие на платформе с точки зрения ее функциональности: разработчики убрали стену. До этого события страница профиля выглядела не такой, к какой мы привыкли сейчас. На ней постоянно шло общение с друзьями, и смотрелась она как публичная переписка.
В октябре того года команде Дурова внезапно пришла идея убрать стену: вместо нее появились микроблоги — привычные нам записи, под которыми друзья могут оставлять комментарии.
Обновление категорически не понравилось пользователям. Они создали группу «Мы против микроблога!», и в нее вступило более 150 тысяч человек. Тем не менее дизайн и ныне актуален. А с сетью «ВКонтакте» полный порядок: активность пользователей росла и растет. Во втором квартале 2022 года средняя месячная аудитория увеличилась на 5,5%. Изменения воспринимались пользователями в штыки, и тем не менее они развивали платформу.
Это нововведение поменяло концепцию стены: вместо места для общения она стала новостной лентой, какую мы привыкли видеть в каждой соцсети.
Куда сейчас нацелено развитие Рунета?
Бизнес и общество стремятся к стабильности. Рунет следует этой тенденции и развивается так, чтобы обрести независимость от иностранных сервисов настолько, насколько это возможно. Отделиться физически не получится, но можно создать площадки, которые заменят международные на случай блокировки.
Ясно одно: отечественные сервисы активно участвуют в развитии Интернета, а не являются строгими аналогами зарубежных. С этим фактом за Рунет становится спокойнее.