Едва ли на планете найдется человек, который не видел этой фотографии. А если найдется, наверняка он только что родился. Ведь снимок «Теннисистка» (Tennis Girl) стал самым продаваемым в истории гиганта печати Athena: его тиражи исчислялись миллионами. И это, заметь, только легальные копии. А ведь еще за этой фотографией стоит любопытная история, которую мы сейчас расскажем с помощью букв, сложенных в слова.
На снимке, сделанном на теннисном корте Университета Бирмингема, изображена 18-летняя англичанка Фиона Батлер. На дворе очень теплый сентябрь, пришедший на смену очень жаркому лету 1976 года. Фиона поддалась на уговоры своего 30-летнего бойфренда, фотографа Мартина Эллиота: он мечтал сделать серию фотографий со своей девушкой в стиле пинап.
Подготовка к фотосессии была минимальной: Фиона попросила у своей подруги Кэрол Ноттс теннисное платье, которое та сшила вручную; также Кэрол обеспечила Фиону ракеткой. (Уже после фотосессии Фиона вернула подруге ракетку и платье вместе с коробкой шоколадных конфет.) Отец одолжил Фионе спортивные тапочки (подозреваем, родитель не был уведомлен о характере фотосессии). Ну а собака семьи Батлер одолжила несколько старых теннисных мячей, которыми привыкла играть. Так сложился легендарный образ.
На фотосессии присутствовали только фотограф и модель. Процесс получился коротким. «Я отснял только одну пленку, — спустя годы вспоминал Эллиот, — это маловато для фотографа. Оставалось надеяться, что мне удалось схватить удачный кадр». И ему удалось. Эллиот отнес кадр в фотоагентство Athena, и его тут же купили.
Впервые «Теннисистка» появилась в календаре компании за 1977 год и с тех пор уже не покидала киоски печати, книжные магазины, комнаты подростков и кабины дальнобойщиков. Особенной популярностью фотография пользовалась в качестве постера, в Англии их продавали по 2 фунта за штуку. «Теннисистка» пережила даже крах компании в 1994 году. Впрочем, что в этом удивительного? Снимок уже давно жил своей жизнью.
А что же стало с виновниками фотографии? Фиона и Мартин встречались еще три года, после чего расстались с миром. Мартин стал уважаемым фотографом и умер в 2010 году от рака. Фиона вышла замуж, родила троих детей и работает иллюстратором.
Фиона не получает и никогда не получала отчисления от грандиозных продаж фотографии, но не жалеет об этом. И вообще вспоминает свой нашумевший модельный опыт с большой теплотой: «Я была поражена, что то, что мы сделали так легко в тот сентябрьский полдень, стало таким популярным… Мне нравится, что в этом снимке есть еще и атмосфера тайны». (На фото ниже — Фиона с «Теннисисткой» в 2011 году.)
Зато Кэрол Ноттс, так удачно одолжившая когда-то платье и ракетку, продала их на аукционе на Уимблдоне в 2014 году: ракетка ушла с молотка за 2 тысячи фунтов, а платье — за 15 тысяч фунтов. (А еще говорят, что одежда не может быть инвестицией!)
Конечно, фотографию, как и любую знаменитость, сопровождают скандалы. Так, в 2015 году некто Питер Аткинсон из Корнуэлла выступил с заявлением, что именно он является автором фотографии и что на снимке увековечена не Фиона, а его, Аткинсона, бывшая жена. Он даже предоставил доказательства: увеличенный вариант снимка и другие, снятые, очевидно, в тех же декорациях с той же моделью. Но пока Европейский суд по правам человека никак не отреагировал на это заявление (и вряд ли отреагирует).