Кажется, в жизни любой мало-мальски приличной рок-группы наступает момент, когда она начинает баловаться эзотерикой и оккультизмом. Но если для The Beatles это стала Индия, йога и прочая улыбательная медитация, то The Rolling Stones, само собой, выбрали темную сторону Силы.
В 1967 году «Катящиеся камни» выкатили свой единственный психоделический альбом, да еще под названием «По просьбе их Сатанинского Святейшества» («Their Satanic Majesties Request»). Ничего зазорного в этом, по большому счету, не было.
Ибо, во-первых, в те годы «роллинги» еще обладали чувством юмора и были не прочь потроллить публику. Во-вторых, как ты наверняка знаешь, The Rolling Stones с самого начала были группой с крепкими и глубокими корнями в блюзе. А для американского блюза сделки с дьяволом были в порядке вещей и входят в обязательный блюзовый фольклор со времен Роберта Джонсона.
Надо сказать, что тот самый эксперимент с психоделикой у The Rolling Stones провалился с большим космическим треском, и группа приняла волевое решение вернуться обратно к корням. К американским корням: блюз, кантри и музыка вуду.
Тем временем Мику Джаггеру кто-то по недосмотру подсунул сенсационную книгу — впервые переведенный в 1967 году на английский язык роман «The Master and Margarita» загадочного советского писателя Mikhail Bulgakov. История даже сохранила имя этого «кого-то»: книгу принесла величайшая из всех подруг Мика Джаггера — Марианна Фейтфулл. Она в этом призналась журналистам много лет спустя.
Ты ведь помнишь, как Воланд в дискуссии на Патриарших в первой же главе произносит: «Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам»?
Вот именно с этой фразы и стартовала новая песня The Rolling Stones «Симпатия к Дьяволу»: «Please allow me to introduce myself…»
А дальше понеслось все в лучших традициях «Фауста» Гете и поэзии Шарля Бодлера. Песня исполняется от лица Люцифера, который повидал все, что когда-либо мучило и терзало человечество:
Stuck around St. Petersburg
When I saw it was a time for a change
Killed Tsar and his ministers
Anastasia screamed in vain
(Куплет про русскую революцию и казнь царя)
Ах да, и мы забыли сказать, что именно эта вещь как раз максимально приблизила звучание The Rolling Stones к тем самым вудуистским ритмам, хотя сами музыканты называли это мирным термином «самба».
Не сказать что песня оказалась мегахитом в 1968-м, зато мгновенно превратилась в знаковый, системообразущий трек контркультуры. Великий французский режиссер Жан-Люк Годар снял документальное эссе, сюжет которого крутится вокруг композиции. Документалку так и назвали для англоязычного проката: «Сочувствие к дьяволу». И там, кроме прочего, запечатлен процесс работы над этой самой песней.
Многие и по сей день считают «Sympathy for the Devil» лучшей композицией The Rolling Stones. В опросе читателей журнала «Роллинг стоун» о самой лучшей песне группы «Sympathy for the Devil» заняла твердое второе место, уступив лишь синглу «Gimme Shelter». В других опросах картина похожая.
Печально лишь, что это одна из последних вещей «роллингов», где можно услышать Брайана Джонса: он погиб через год после записи.
Ну а то, как фанаты принялись выискивать сатанинские послания в рок-хитах, можешь почерпнуть из истории песни «Лестница в небо». Сие и в самом деле забавно.