Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

История одной песни: «Sympathy for the Devil» Rolling Stones, 1968

Как только книга Булгакова «Мастер и Маргарита» была переведена на английский, возникла самая знаменитая песня о Сатане.

10 июня 20211

Кажется, в жизни любой мало-мальски приличной рок-группы наступает момент, когда она начинает баловаться эзотерикой и оккультизмом. Но если для The Beatles это стала Индия, йога и прочая улыбательная медитация, то The Rolling Stones, само собой, выбрали темную сторону Силы.

Кадр из шоу Rock and Roll Circus, 1968 | maximonline.ru
Кадр из шоу Rock and Roll Circus, 1968

В 1967 году «Катящиеся камни» выкатили свой единственный психоделический альбом, да еще под названием «По просьбе их Сатанинского Святейшества» («Their Satanic Majesties Request»). Ничего зазорного в этом, по большому счету, не было.

Ибо, во-первых, в те годы «роллинги» еще обладали чувством юмора и были не прочь потроллить публику. Во-вторых, как ты наверняка знаешь, The Rolling Stones с самого начала были группой с крепкими и глубокими корнями в блюзе. А для американского блюза сделки с дьяволом были в порядке вещей и входят в обязательный блюзовый фольклор со времен Роберта Джонсона.

Надо сказать, что тот самый эксперимент с психоделикой у The Rolling Stones провалился с большим космическим треском, и группа приняла волевое решение вернуться обратно к корням. К американским корням: блюз, кантри и музыка вуду.

Тем временем Мику Джаггеру кто-то по недосмотру подсунул сенсационную книгу — впервые переведенный в 1967 году на английский язык роман «The Master and Margarita» загадочного советского писателя Mikhail Bulgakov. История даже сохранила имя этого «кого-то»: книгу принесла величайшая из всех подруг Мика Джаггера — Марианна Фейтфулл. Она в этом призналась журналистам много лет спустя.

Англоязычный первопресс романа «Мастер и Маргарита»
Англоязычный первопресс романа «Мастер и Маргарита»

Ты ведь помнишь, как Воланд в дискуссии на Патриарших в первой же главе произносит: «Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам»?

Вот именно с этой фразы и стартовала новая песня The Rolling Stones «Симпатия к Дьяволу»: «Please allow me to introduce myself…»

А дальше понеслось все в лучших традициях «Фауста» Гете и поэзии Шарля Бодлера. Песня исполняется от лица Люцифера, который повидал все, что когда-либо мучило и терзало человечество:

Stuck around St. Petersburg
When I saw it was a time for a change
Killed Tsar and his ministers
Anastasia screamed in vain

(Куплет про русскую революцию и казнь царя)

Ах да, и мы забыли сказать, что именно эта вещь как раз максимально приблизила звучание The Rolling Stones к тем самым вудуистским ритмам, хотя сами музыканты называли это мирным термином «самба».

Кадр из шоу Rock and Roll Circus, 1968
Кадр из шоу Rock and Roll Circus, 1968

Не сказать что песня оказалась мегахитом в 1968-м, зато мгновенно превратилась в знаковый, системообразущий трек контркультуры. Великий французский режиссер Жан-Люк Годар снял документальное эссе, сюжет которого крутится вокруг композиции. Документалку так и назвали для англоязычного проката: «Сочувствие к дьяволу». И там, кроме прочего, запечатлен процесс работы над этой самой песней.

Многие и по сей день считают «Sympathy for the Devil» лучшей композицией The Rolling Stones. В опросе читателей журнала «Роллинг стоун» о самой лучшей песне группы «Sympathy for the Devil» заняла твердое второе место, уступив лишь синглу «Gimme Shelter». В других опросах картина похожая.

Печально лишь, что это одна из последних вещей «роллингов», где можно услышать Брайана Джонса: он погиб через год после записи.

Ну а то, как фанаты принялись выискивать сатанинские послания в рок-хитах, можешь почерпнуть из истории песни «Лестница в небо». Сие и в самом деле забавно.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения