Феномен «Stairway to Heaven» заключается в первую очередь в том, что это первая эпическая и тяжелая баллада в истории рок-музыки.
8 минут 2 секунды в студийном оригинале. С тремя абсолютно непохожими, но идеально слепленными секциями. С масштабнейшим для 1971 года продюсированием и гонором. Возьми предыдущие три альбома Led Zeppelin — там нет ничего даже близкого по размаху, разве что блюз «Since I've Been Loving You» (1970) уже слегка намекает.
Балладный мир вообще сильно менялся в тот самый момент. В 1971 году вышла еще одна переломная композиция, которую принято считать прообразом всех пауэр-баллад, — «Without You» в исполнении Гарри Нильсона (оригинал группы Badfinger звучал совершенно иначе).
Ну и можно упомянуть размашистый балладный гимн The Who «Behind Blue Eyes» того же 1971 года.
Забавно, что, как и другая великая баллада — битловская «Yesterday», «Stairway to Heaven» не выходила на родине в виде сингла. Правда, в случае с The Beatles то был косяк менджмента. А в случае с Led Zeppelin — намеренное упрямство.
Менеджер дирижабля Питер Грант задумал так, чтобы каждый, кто хочет иметь эту песню, покупал целиком весь альбом. Это сработало! Led Zeppelin IV — самый продаваемый лонгплей группы. 37 миллионов копий, колоссальная цифра. Для сравнения: «Белый альбом» The Beatles продан в 24 миллионах копий, то есть почти в полтора раза меньше.
Впрочем, кто не хотел тратить деньги на пластинку, мог потратить их на радиоприемник. Говорят, что в США в любой момент «Stairway to Heaven» звучит хотя бы на одной радиостанции.
Слова для песни быстро и без всяких творческих мук накарябал на листочке Роберт Плант. Будто его рукой вели сами боги — он сам примерно так это и описывал.
По сути текст — набор цветастых образов, тяжело поддающийся логической расшифровке. Так как пара строк совпала с письменами Джона Рональда Руэла Толкина, сразу же начались разговоры, будто «Лестница в небо» вдохновлена «Властелином колец». Об этом открыто писали даже в англоязычной прессе и рок-энциклопедиях.
Однако это совсем не так, в чем легко убедиться, просто перечитав всю лирику песни. А вот шестиминутная композиция «The Battle of Evermore», которая на пластинке идет как раз перед «Stairway to Heaven», стопроцентно толкинутая, что в итоге признали и сами музыканты. В ней есть отсылки к Горлуму, Мордору и «Сильмариллиону».
Параллельно у заговорщиков созрела очередная теория: якобы песня взывает к Сатане, во-первых, скрытыми смыслами, а во-вторых, зашифрованными посланиями, которые можно расслушать, если прокрутить запись задом наперед. Led Zeppelin устали опровергать все подобные домыслы. Хотя гитарист Джими Пейдж и вправду был поклонником Алистера Кроули и стал покупателем его дьявольского дома.
Про мистера Кроули у нас есть отдельный познавательный рассказ.
Почти проклятая композиция доставила и более неприятные хлопоты. Музыкальные эксперты не раз отмечали, что аккордная прогрессия из вступительной части практически повторяет инструментальную композицию «Taurus» американской рок-группы Spirit от 1968 года. Обвинение казалось тем более обоснованным, ибо Led Zeppelin во время первой поездки в Америку как раз разогревали публику перед выступлениями Spirit. То есть ту самую мелодию могли слышать, и не раз.
Led Zeppelin вообще славились своей неистребимой страстью таскать все отовсюду, так что их юристы из судов практически не вылезали. Данная тяжба обернулась особенно трудной, тем более что на кону стояло 550 миллионов долларов! Это только изначальная сумма иска. А еще требовалось признать соавторство и делиться всеми будущими денежными поступлениями.
В марте 2020-го судебный марафон финишировал для Led Zeppelin на диво благополучно: суд отказался признать факт плагиата и отверг право на выплаты участникам Spirit. Многих слушателей вердикт суда совершенно не убедил. Решай сам — ничто не мешает тебе послушать пресловутую вещь самостоятельно.