Почти каждая наша статья о хите дискотек 80-х начинается с описания того, как данную песню гнобили и запрещали в СССР. Шведский ВИА каким-то чудом избежал этой участи, несмотря на провокаторское название «Тайная служба».
Это, правда, совсем не означает, что их постоянно крутили на советском ТВ и радио. Хотя мы забегаем вперед, а начинать надо издалека — с 60-х!
Швед с типично стокгольмским именем Ула Хоканссон в 1963 году пришел с трудовой книжкой устраиваться в гаражную группу The Janglers вокалистом. Довольно скоро название коллектива стало выглядеть как Ola & The Janglers (что-то вроде «Ула и Звукачи»). В 1969 году о них даже прослышали в Америке, когда перепевка шлягера Криса Монтеса «Let's Dance» очутилась в «Биллборде» на 69-й позиции (у нас эту вещь лучше знают в версиях Тони Шеридана, Ramones и Slade). Для шведов в 60-е годы — превосходное достижение, шведский поп ведь еще не был всемирным брендом.
В середине 70-х, после нескольких успешных пластинок и двух кинофильмов, Ola & The Janglers распались. Ула Хоканссон решил посвятить себе рекорд-бизнесу — стал менеджером солидной компании грамзаписи Sonet Grammofon, где в основном издавались блюз и джаз, но иногда залетали и рок-артисты.
Сочинение музыки он тоже не забросил. В 1979 году, когда Хоканссону уже было солидных 35 лет, он вдруг попал в чарты с песней Oh Susie своего очередного проекта — Secret Service. Ну и раз карта прет, то из игры рано выходить: Secret Service стали выпускать пластинку за пластинкой. Продавалось все это отлично, правда исключительно в Европе. А с кассеты на кассету переписывалось в Советском Союзе.
И если первые два лонгплея работников секретной службы были чистым незамутненным европопом, то на третьем свершился радикальный поворот. Secret Service стали играть синти-поп, с которым и ассоциируются по сей день. И тогда же они выдали песню, с которой точно так же ассоциируются по сей день. Flash in the Night. Вещь сочинили основные авторы группы — Бьорн Хакансон и обладатель классического музыкального образования Тим Норелл.
В 1982–1983 годах сумрачно мерцающий хит накрыл всю территорию Советского Союза, каждую дискотеку и каждый дом, где еще мог работать какой-нибудь ржавый монофонический «Маяк».
Что очень любопытно, Flash in the Night являлся необычным проявлением безвозрастного хита. То есть его с равным успехом могла требовать на танцполе крохотная школьница и слушать с печатью солидности на лице 35-летний геолог в экспедиции. Немного можно припомнить примеров такого тотально всенародного триумфа.
Для очень многих советских людей синти-поп берет отчет именно с этого момента. Да, некоторые гораздо раньше услышали «Робота» Kraftwerk, однако масштаб популярности был несопоставим.
Наверное, лишь 2008 году эту песню услышали за пределами России и Европы — благодаря хоррор-фильму «Впусти меня», куда она вписалась филигранно.
В 80-е мода сменялась прямо на глазах, а чиновник-коммунист чесался очень долго. Потому официальный дебют Secret Service в советских магазинах состоялся невовремя: в 1986 году у нас издали пятую пластинку шведов (и даже лицензионную кассету!) When the Night Closes In. Под названием «Когда наступает ночь».
Поезд уже ушел, так что особого резонанса она не произвела. Да и хитов масштаба Flash in the Night на ней не нашлось. Правда, сейчас, когда уже можно все оценить беспристрастным взглядом, понимаешь, что это был, наверное, лучший альбом Secret Service.
В 90-е о группе забыли везде, кроме республик бывшего СССР. Страна перешла на компакт-диски, а дискографию Secret Service в таком формате никто даже не чесался переиздать. Кроме пиратов.
Менеджмент российского отделения компании PolyGram потратил немало сил, чтобы найти участников группы и попытаться оформить лицензию. Каково же было их изумление, когда они выяснили, что Ула Хоканссон тоже работает в PolyGram! Правда, в шведском отделении. Он и по сей день занят рекорд-бизнесом, лишь иногда покидая семью, чтобы съездить в Россию с очередным ностальгическим туром.
Чтобы не скучать, послушай наш плей-лист заграничных музыкантов, запрещенных в СССР. Там есть о чем призадуматься.