С начала пятидесятых годов уроженец великого города Рима Эннио Морриконе зарабатывал самой рутинной работой. Писал под заказ мелодии для заставок радио и ТВ, помогал аранжировать популярные шлягеры. В свободное время баловался авангардом и творческим ростом.
Раскрученные итальянские композиторы привыкли использовать Морриконе в качестве музыкального раба: он сочинял им мелодии и аранжировки, которые они продавали от своего имени.
По этой причине Морриконе не мог особенно заявлять о себе и даже придумал себе пару псевдонимов: Дэн Сэвио и Лео Николс.
К середине 60-х он уже был тайным и полутайным автором горы звуковых дорожек для местечковых итальянских фильмов. А в 1964 году его старый знакомый (они вместе учились в одной школе) позвал Эннио написать несколько мотивов для фильма в стиле вестерн. Этим знакомым был, конечно, Серджо Леоне, а фильм — «За пригоршню долларов».
Вместо Эннио Морриконе композитором фильма значился помянутый выше Дэн Сэвио. Псевдоним звучал загранично, по-голливудски, что для итальянского маркетинга было важно. Зритель любил иностранные имена в титрах.
Морриконе позднее описал основной принцип работы с режиссером так:
Третий фильм «долларовой» трилогии — «Хороший, плохой, злой» (1966) — Эннио и Серджо задумывали озвучить по-новаторски. Не сочинять озвучку к готовой уже картине и не использовать старые заготовки, а создавать музыку непосредственно перед съемкой. Чтобы музыка двигала фильм и вдохновляла всех, кто его снимает. Это сработало.
Эннио уже не стеснялся подписываться своим именем в титрах. Еще бы, альбом со звуковой дорожкой The Good, The Bad and the Ugly проторчал в американских чартах более года! В американских, не итальянских!
Что касается навязчивой заглавной темы, то многим слышится в ней паровозный гудок. Другим мерещится индейский клич. Хотя сам композитор говорил, что в основе мотива — вой койота.
В 1968 году американский оркестр Хьюго Монтенегро записал свою версию этой темы, которая сама по себе стала суперхитом в 1968-м: она доползла до второго места в чартах, уступив лишь песне Mrs Robinson Саймона и Гарфанкеля. В записи Монтенегро использовал первобытный синтезатор Moog.
На самом деле саундтрек «Хорошего, плохого, злого» подарил миру два шлягера, а не один (если, конечно, термин «шлягер» еще применим к этим уже каноническим мелодиям). Вторым хитом стал The Ecstasy of Gold.
Любопытно, как обошлись с обеими композициями рокеры. Ramones многие годы каждый свой концерт начинали с темы The Good, The Bad and the Ugly, чем подали пример для группы Green Day. А Metallica чуть позже поступила точно так же с мелодией The Ecstasy of Gold.
Ну и тем более неудивительно, что британская группа Gorillaz использует все те же простые, но емкие ноты в песне под названием «Clint Eastwood».