В 1976 году ABBA еще не была такой большой и важной, как сейчас. Это был типовой европоп-ансамбль, который победил на «Евровидении», выпустил три пластинки и даже пробурил путь в Америку, что редкость, однако не фантастика-фантастика. Одним словом, группе требовался свой «Отель „Калифорния“» или «Дым над водой», чтобы воспарить. То, что критики и историки музыки называют «сигнатурным треком».
Когда в августе 1975 года Бенни Андерссон, Бьорн Ульвеус и продюсер Стиг Андерсон прибыли в студию записывать новый альбом «Arrival», у них на руках была всего одна придуманная песня — с абсолютно идиотским названием «Boogaloo». Парни точно знали, что она будет хитом, — нюх у них тогда был ого-го.
Переделали текст (MAXIM рассказывал, о чем эта песня), название сменили на «Dancing Queen», а чтобы звучать модно и новаторски, подбросили в саунд горсть диско. Это же был 1975 год, никакой диско-истерии еще не наблюдалось, жанр был экзотический, нераспробованный.
Шведская премьера состоялась при диковинных обстоятельствах: в июне 1976 года ее сыграли на телеконцерте перед свадьбой тридцатилетнего короля Карла XVI Густава и Сильвии Зоммерлат. А осенью «Танцующая королева» штурмовала хит-парады всего мира и везде оказалась на первом месте. В США это единственный хит ABBA с подобным достижением. А вот в СССР…
В СССР с «Аббой» творились воистину чудные вещи. В 1977 году наши чиновники и работники Минкульта смогли войти в контакт со шведами и купили права на печать пластинок.
Сначала Советский Союз приобрел пробную лицензию на 25 тысяч копий предыдущего альбома 1975 года «АББА» (тот, где «Mamma Mia»). Лишней валюты в Стране Советов не водилось, поэтому мы расплачивались нефтью. А в какой-то момент вместо денежных отчислений за ABBA мы отправляли в Швецию все, что готов был принять продюсер Стиг Андерсон в качестве оплаты. Дело дошло до картофеля.
В том же 1977 году в журнале «Кругозор» появились два более свежих трека — «Деньги, деньги, деньги» и «Танцующая королева». А следом и сам альбом «Arrival». Всего в Советском Союзе фирма «Мелодия» издала четыре диска, и что самое поразительное — оперативно, необрезанно, зачастую с оригинальным оформлением. В СССР такого больше не случалось ни до, ни после.
Лицензии продлевались до 1989 года, в итоге практически в каждой семье был хотя бы один диск ансамбля ABBA. Группу показывали по ТВ, фото и интервью публиковали в газетах и журналах, а в 1981-м прокатили аж целый фильм в кинотеатрах.
В чем причина такого энтузиазма советских властей, специалисты до сих пор не понимают. ABBA была группой из совершенно недружественной страны, с гламурными шлягерами буржуазного толка, ни в какую коммунистическую парадигму она не вписывалась. Скорее всего, что-то личное сыграло у тех людей, которые шли на контакт с обеих сторон.
Однако вернемся к «Танцующей королеве». Она и впрямь стала сигнатурным хитом группы, их первым диско-треком. И здесь же впервые по полной проявилась фишка «Аббы» — позитивные мелодии с грустинкой. В девяностые годы, когда Швеция станет одним из мировых поп-центров, умение правильно смешивать минор с мажором и не взбалтывать станет фирменным знаком шведского звука.
С немецкими коллегами «Аббы» в Советском Союзе все было сложнее и хитрее. История одной песни: «Распутин» Boney M.