В большинстве заграничных земель Собачий вальс известен как Flohwalzer, то есть Блошиный вальс. В других странах — как Кошачий вальс, а то и вовсе Обезьяний или Ослиный. Самое смешное название у датчан: «Фрикадельки убегают через забор». В любом случае подразумевается, что это мелодия для простаков и дурачков.
Вальс и в самом деле настолько возмутительно прост, что пианисты в здравом уме и твердой памяти стараются его не исполнять даже за большие деньги, чтобы не шокировать публику и не провалиться сквозь землю от стыда. Хотя при желании можно и постараться, как вот этот товарищ, который выдал 12 изумительных вариаций на заданную тему. Оцени реакцию публики!
Кто написал данное монументальное минималистическое произведение, этакий «Louie Louie» фортепианного фронта, доподлинно неизвестно. Долгое время Собачий вальс приписывали Фредерику Шопену, однако адвокаты композитора отвергают даже малейшую возможность его участия.
Особенно любопытно, что эта пьеса и не вальс вовсе. Вальсы пишутся в размере три четверти, ну, в крайнем случае, три восьмых (Шопен как раз легко сочинял такие). Этот же, с позволения сказать, вальс явно умещается в размер две четверти. С музыковедческой точки зрения Собачий вальс — полька!
С учетом того, как распространена эта тема во всех странах мира, да еще под разными названиями, скорее всего, мы имеем дело с народной мелодией.
Понятное дело, что эта вещь не звучала в филармониях. И с появлением звукозаписи она тоже никому не была интересна. Чисто кабацкий номер. Считается, что впервые официальным хитом Собачий вальс стал очень и очень поздно, в 1962 году, когда его записал и выпустил синглом английский пианист Русс Конуэй под говорящим названием «Lesson One».
Однако в нашей стране всегда можно было послушать Собачий вальс в трехдольном размере, то есть в формате настоящего вальса. И это благодаря фильму «Джентльмены удачи» (1971), где мелодия положена на размер в три четверти. Вот это настоящий хардкор по меркам классической музыки!