В 1976 году генеральный секретарь КПСС Брежнев и председатель Совета министров Косыгин дали высочайшее добро на разработку проекта «Буран». Как ты наверняка знаешь, это была первая и последняя попытка Советского Союза создать многоразовый и многоцелевой космический челнок. Помимо трудноразрешимых космических проблем требовалось решить и одну наземную — как транспортировать массивные комплектующие к месту сборки и старта.
Железные дороги в СССР не были пригодны для перевозки таких габаритных объектов (почему — тема для отдельной статьи). Зато советские инженеры научились проектировать и строить самые гигантские транспортные самолеты. И как раз для космических проектов будущего создавался самый огромный транспортник в мире — Ан-124 «Мрия». Да вот только в 70-е годы он существовал лишь на бумаге, а первые полеты совершил в 1988–1989 годах.
Тем временем небольшое, но гордое конструкторское бюро Владимира Мясищева занималось созданием сверхдальних бомбардировщиков. С 1956 года на службе советской авиации стратегического назначения пребывали очень удачные бомбардировщики 3М. Их-то Мясищев и придумал использовать в качестве спецтранспорта для космических аппаратов.
Самолет обвесили креплениями, перелопатили фюзеляж и оперение, а то, что получилось в итоге, назвали ВМ-Т «Атлант». Летательный аппарат не очень быстрый, зато практическая дальность полета — более трех с половиной тысяч километров, и он мог брать на борт свыше 50 тонн груза. Его-то ты и видишь на фотографии, где «Атлант» доставляет на Байконур топливный бак ракеты-носителя.
Если хорошенько приглядеться, внизу кадра видно толпу, что собралась посмотреть на полет невиданного зверя.
Благодаря этому самолету и его ближайшим аналогам «Энергия» с «Бураном» на борту все же смогла совершить один космический полет 15 ноября 1988 года.
Фото: Шогин Александр/Фотохроника ТАСС
Если ты любишь все большое, советское, обязательно прочти статью про Царь-бульдозер. Да, был и такой!