Спустя два года после смерти Владимира Ильича Ленина его мысль о том, что в эпоху безграмотности важнейшим искусством станет кино, не заглохла. Наоборот, обросла идеологией и бюджетами.
Сергей Эйзенштейн был неоспоримым гением и непререкаемым авторитетом кинотеории. И да, он работал под политический заказ, как это делала в Германии та же Лени Рифеншталь (которую нынче если кто и цитирует, то лишь скандалисты вроде группы Rammstein). Это ничуть не умаляет его творческих заслуг.
21 декабря 1925 года в Большом театре прошел партийный спецпоказ картины Эйзенштейна о матросском восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
Интересное совпадение. Ровно за месяц до этого, 21 ноября, главный герой фильма, то есть броненосец, был разобран на металлолом. Корабль к тому времени столь обветшал, что его нельзя было использовать даже для съемок. Поэтому кино снималось на борту броненосца «Двенадцать апостолов» и в помещениях крейсера «Коминтерн» (в прошлом — «Память Меркурия»).
Официальную народную премьеру решено было провести чуть позднее в старейшем московском кинотеатре «Художественный» (он существует и популярен по сей день). Датой назначили 18 января 1926 года. На фото видно, с каким размахом и старанием подготовили кинозал к столь важному событию. Люди еще не знали, что попадут на показ одного из величайших фильмов в истории кинематографа, коим «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна числится по сей день.
«Художественный» в тот момент носил название «1-й Госкинотеатр». Если хорошенько приглядеться, ты заметишь, что кинозал был открыт с полудня до полуночи, а билет стоил 50 копеек.
Если любишь историческую кинохронику, у нас есть для тебя сюрприз. Короткометражка недели «Москва 1896 года», она идет всего минуту.