Нынче кажется, что в 1989 году, в самый разгар перестройки, в стране советской вовсю кипела новая жизнь. Не совсем так, скорее, закипала, и именно этот фестиваль стал переломным культурным событием.
По ТВ шли заграничные фильмы и клипы, в магазины завозили пластинки с чуждой иностранной музыкой (лицензионные и пиратские), но лишь самые смелые и отчаянные заграничные артисты включали Москву и Ленинград в свои гастрольные планы. Советским людям хотелось подать какой-то особенный знак, что, мол, мы здесь, все наготове и ждем.
Надобно заметить, что в основном СССР посещали музыканты помельче. Или совсем молодые забредали в поисках приключений (Bjork и её группа The Sugarcubes), или же те, чья слава давно миновала, им уж нечего терять (Uriah Heep — главный тому пример). Даже «русский народный» Deep Purple добрался до нас крайне поздно — 23 июня 1996 года.
Но вернемся в 1989-й. 3 июня на стадионе «Олимпийский» с феноменальным шоу выступают Pink Floyd, и тут же по всем теле- и радиоканалам начинается бомбардировка с обещанием нового чуда: толпа звезд хеви-метала 12-13 августа в «Лужниках»! И не абы кто, а самые топчики эпохи, те, кто на кассетах у каждого второго школьника-студента.
Bon Jovi как раз раскручивал свой мегаальбом «New Jersey», Mötley Crüe готовили к релизу «Dr. Feelgood», баллады Scorpions гремели на всех советских дискотеках без исключения, Cinderella прокатывала свой лучший альбом «Long Cold Winter», а Оззи Осборн показывал публике своего нового, феноменально колоритного гитариста Закка Уайлда. Из начинающих и необкатанных притащили тогда мало кому известных Skid Row, телевидение терпеливо объясняло, что вокалист Себастьян Бах — не родственник композитора.
Девизом фестиваля стало ироничное «Рок против наркотиков». Док Макги, менеджер Bon Jovi и Skid Row, незадолго до этого попался в США с травой и, чтобы избежать тюрьмы, пообещал вложиться в антинаркотическую пропаганду. В основном на его деньги все это и замутили. По партийной части мероприятие курировал Советский комитет защиты мира, по творческой — Музыкальный центр Стаса Намина. По наминской линии в список участников попали коллективы Gorky Park, «Бригада С» и никому не ведомый «Нюанс».
Билет стоил 15 рублей, что в общем-то деньги, особенно для школьников и студентов, которым и предназначались все эти зрелища. Поэтому будущий редактор MAXIM первый день пропустил, а затем пошел слух, будто с рук возле стадиона билеты скидывают гораздо дешевле, что оказалось в итоге правдой. Так что на второй день ваш покорный слуга был на трибунах.
Со звуком не все складывалось ладно, инсайдеры говорили, что звукотехники были из команды Scorpions, по этой причине самый толковый и громкий саунд выдали именно «Скорпы», ну и Bon Jovi под конец. Mötley Crüe звучали и выглядели очень смешно, показывали попу да и вообще откровенно глумились в веселом кураже. Как и Оззи, увидеть которого тогда было даже важнее, чем услышать.
От советских гостиниц монстры рока были в ужасе. Наиболее отважные музыканты решили пройтись по московским улицам и набрались не особенно веселых впечатлений от советского быта и лиц. Но на самом стадионе царил совершенно иной мир, зажигательный и шумный оазис жизни посреди коммунистической столицы. В светлых головах Scorpions именно тогда родилась идея своего самого грандиозного хита, о чем у нас отдельная история: «Плывем по Москве-реке»: как связаны Россия и песня «Wind of Change».